Тверская старина. № 2 1991 г.

чсский ряд. И сказать просто, что Дон Жуан неправ, ибо в одной женщине - все женщины мира,- это ничего не сказать. Надо было бы поразмышлять, поговорить о той духовной борьбе, которую все мы должны вести за полноту вхождения в это знание. Это открове­ ние о той самой неисчерпаемости образа Божия в человеке, о том, что познание в браке не имеет предела ... В Откf)овении Иоанна Богослова есть два полярных образа, которые задают как бы нравственную вертикаль в отношении этой страсти. Высшим предельным образом целомудрия яв­ ляется Божия Матерь. Она именуется в Откро­ вении женой, облеченной в солнце (От. 12, 1). Бездну и низ изображает жена-блудница. "С нею,- говорится в Откровении,- блудодейст­ вовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле... И на челе ее написано имя: тайна" (От. 17, 2, 5). Как в браке есть своя тайна тайна благочестия, Истины и Правды, так она есть и в блуде, но тайна беззакония и греха. Тайна благочестия не навязывает себя, тайна блуда - манит, заигрывает, прельщает. РЕПЛИКА О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ Молись Богу, и все откроет­ ся. ( Поговорка) ЛОЖНЫЕ ориентиры задают многие психоло­ ги и сексопатологи, когда говорят об исходных причинах крайней деградации нашего общества в вопросах сексуального воспитания. В данном контексте все также проходит дежурный миф об "отсталой" дореволюционной России, и одни косвенно, а другие и прямо обвиняют Церковь в том, что она якобы всегда была тормозом, главным препятствием в половом просветитель­ стве и воспитании. Здесь, однако, надо все же объясниться. Русская государственность насчитывает более тысячи лет. Все века институция набирала силу. Семьи во всех слоях общества были, . как правило, многодетные. Люди, правда, в разной мере, но пытались жить духовной жизнью. А это, как известно, само по себе оборачивает человека к природе, делает его и хозяином, но и одновременно смиренным наблюдателем и исследователем жизни натурального Божьего мира. Центральным же условием воспроизвод­ ства жизни всей природы является ее способ­ ность к самотворчеству, самооплодотворению - его вариантов и способов в органическом мире несть числа. Сама природа вводила человека в мир творческих отношений и в половой сфере. Кроме того, существовала неформализованная и почти всегда закрытая педагогика половых отношений. Девушкам, молодым женщинам по­ стоянно шептали на ушко повивальные бабки, мамки, родные матери и бабушки. А о русских нянях, об их дидактических талантах написано много десятков страниц. Безусловно, существо­ вало и религиозно-нравственное нормирование половЬtх отношений, которое не допускало беспорядочных связей и т.п. И, наконец, важнейшей здесь является про­ блема владения, как сейчас модно говорить, собой: нервно-психическими процессами, мотор­ но-двигательным аппаратом. Так вот, владение собой начинается с овладения словом. В начале было Слово (Ин. 1, 1). Понятие "слово" употребляется здесь не в психолингвистическом значении, а как синоним духовности, как глагол Божий, имеющий самотворческую силу. Уже в самом естестве человеку дано, заложено много­ образие способностей, призванных к реализации процессов воспроизводства. Ин.аче и быть не могло, если иметь в виду крайнюю важность творческой акции в деле сохранения на Земле рода человеческого. Но мера владения всей душевно-телесной сферой стоит в прямой зависимости от меры одухотворенности человека, нации в целом. И как только человек "сползает" с духовного уровня на душевный, так начинается процесс потери власти над собой. Люди, как они сами сейчас свидетельствуют, "теряют себя". Человек не владеет своими собственными эмоционально­ волевыми процессами, теряет себя и как некое родовое существо, теряет интимную связь и с природой. Он теряет в себе и эстетическое начало, ибо красота, которая спасет мир, живет в Духе Божием. И в области половых отношений начинается процесс распада и постепенной деградации как эмоционально-волевых, так и психомоторных процессов. Потому и вызывает недоумение, крайний скепсис, если так можно выразиться, пропедев­ тика, скажем, половой техники или популяри­ зация психогигиены половых отношений самих по себе, вне всего контекста духовного возрож­ дения. Эти попытки обречены, и уже сейчас ясно, насколько они убоги. Манкурты, оставаясь рабами, все равно ничего не запомнят. А если вообразить, что манкурты, забывшие, кто они и откуда, прошли "школу полового воспитания" и стали, так сказать, изощрены в половой сфере! .. Ну чем не сюжет для пьесы театра абсурда! Кроме того, что это трагично и страшно, это еще и смешно (сквозь слезы). - 95 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1