Тверская старина. № 2 1991 г.
чсский ряд. И сказать просто, что Дон Жуан неправ, ибо в одной женщине - все женщины мира,- это ничего не сказать. Надо было бы поразмышлять, поговорить о той духовной борьбе, которую все мы должны вести за полноту вхождения в это знание. Это открове ние о той самой неисчерпаемости образа Божия в человеке, о том, что познание в браке не имеет предела ... В Откf)овении Иоанна Богослова есть два полярных образа, которые задают как бы нравственную вертикаль в отношении этой страсти. Высшим предельным образом целомудрия яв ляется Божия Матерь. Она именуется в Откро вении женой, облеченной в солнце (От. 12, 1). Бездну и низ изображает жена-блудница. "С нею,- говорится в Откровении,- блудодейст вовали цари земные и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле... И на челе ее написано имя: тайна" (От. 17, 2, 5). Как в браке есть своя тайна тайна благочестия, Истины и Правды, так она есть и в блуде, но тайна беззакония и греха. Тайна благочестия не навязывает себя, тайна блуда - манит, заигрывает, прельщает. РЕПЛИКА О ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ Молись Богу, и все откроет ся. ( Поговорка) ЛОЖНЫЕ ориентиры задают многие психоло ги и сексопатологи, когда говорят об исходных причинах крайней деградации нашего общества в вопросах сексуального воспитания. В данном контексте все также проходит дежурный миф об "отсталой" дореволюционной России, и одни косвенно, а другие и прямо обвиняют Церковь в том, что она якобы всегда была тормозом, главным препятствием в половом просветитель стве и воспитании. Здесь, однако, надо все же объясниться. Русская государственность насчитывает более тысячи лет. Все века институция набирала силу. Семьи во всех слоях общества были, . как правило, многодетные. Люди, правда, в разной мере, но пытались жить духовной жизнью. А это, как известно, само по себе оборачивает человека к природе, делает его и хозяином, но и одновременно смиренным наблюдателем и исследователем жизни натурального Божьего мира. Центральным же условием воспроизвод ства жизни всей природы является ее способ ность к самотворчеству, самооплодотворению - его вариантов и способов в органическом мире несть числа. Сама природа вводила человека в мир творческих отношений и в половой сфере. Кроме того, существовала неформализованная и почти всегда закрытая педагогика половых отношений. Девушкам, молодым женщинам по стоянно шептали на ушко повивальные бабки, мамки, родные матери и бабушки. А о русских нянях, об их дидактических талантах написано много десятков страниц. Безусловно, существо вало и религиозно-нравственное нормирование половЬtх отношений, которое не допускало беспорядочных связей и т.п. И, наконец, важнейшей здесь является про блема владения, как сейчас модно говорить, собой: нервно-психическими процессами, мотор но-двигательным аппаратом. Так вот, владение собой начинается с овладения словом. В начале было Слово (Ин. 1, 1). Понятие "слово" употребляется здесь не в психолингвистическом значении, а как синоним духовности, как глагол Божий, имеющий самотворческую силу. Уже в самом естестве человеку дано, заложено много образие способностей, призванных к реализации процессов воспроизводства. Ин.аче и быть не могло, если иметь в виду крайнюю важность творческой акции в деле сохранения на Земле рода человеческого. Но мера владения всей душевно-телесной сферой стоит в прямой зависимости от меры одухотворенности человека, нации в целом. И как только человек "сползает" с духовного уровня на душевный, так начинается процесс потери власти над собой. Люди, как они сами сейчас свидетельствуют, "теряют себя". Человек не владеет своими собственными эмоционально волевыми процессами, теряет себя и как некое родовое существо, теряет интимную связь и с природой. Он теряет в себе и эстетическое начало, ибо красота, которая спасет мир, живет в Духе Божием. И в области половых отношений начинается процесс распада и постепенной деградации как эмоционально-волевых, так и психомоторных процессов. Потому и вызывает недоумение, крайний скепсис, если так можно выразиться, пропедев тика, скажем, половой техники или популяри зация психогигиены половых отношений самих по себе, вне всего контекста духовного возрож дения. Эти попытки обречены, и уже сейчас ясно, насколько они убоги. Манкурты, оставаясь рабами, все равно ничего не запомнят. А если вообразить, что манкурты, забывшие, кто они и откуда, прошли "школу полового воспитания" и стали, так сказать, изощрены в половой сфере! .. Ну чем не сюжет для пьесы театра абсурда! Кроме того, что это трагично и страшно, это еще и смешно (сквозь слезы). - 95 -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1