Тверская старина. № 4-5 1993 г.

Краеведение. · топонимика 9Ц~П1П3,G6К ~VI \ 1 Юрий СМИРНОВ, профессор \ \ 1478 г. Новrород присоединен к Московскому государству. В Бежецкой пятине, в состав которой входила и волость Удомля, были конфискованы все земли, принадлежавшие новrородской церкви. Они перешли во владения Великоrо князя Ивана 111 Васильевича. Следующее столетие было тяжелейшим для Руси. Правда, легких в нашей истории и не было. А это столетие закончилось кровавой опричниной, длившейся целых семь лет, с 1565 по 1512 гг. В промежутке между 1478 и 1565 гг. были окончательное освобождение Руси от татаро-монrольскоrо ига, присоединение Твери и Вятки, взятие Казани. С 1533 по 1589 гг. Московским государством правил Иван Грозный. Об Удомле в этот период известно немало. После 1478 г. волость Удомля была переписана, данные переписи частично сохранились. В 1545 г. - новая перепись, от которой остались сведения о многих удомельских погостах. В 1551 г. на "Стоглавом соборе" решено провести пересмотр поместий и вотчин - нов_ая перепись. В ее материалах тоже есть сведения об Удомле. Сравним все эти документы. Итак, до московскоrо владычества Удомля принадлежала новrородской церкви. Она делилась на 50 сох. Это 1500 обе:ж, т.е. индивидуальных, обрабатываемых однолошадным крестьянином участков . В середине XVI в. Удомля роздана в поместья. До этоrо периода ее административное деление было тем же, что и при Новrороде. Пожалуй, даже можно сказать, оно сохранилось с времен первоначальноrо заселения. В начале второrо тысячелетия в Новrороде известно деление на десятки и сотни. Так вот, волость Удомля еще в 1478 г. делилась на десятки. В десяток могло входить 135 деревень, как, на;1ример, в десяток Юрки Лихачева. Удомля - единственный пример, когда история сохранила имена первопоселенцев. Эти десятки именовались так: "Юрки Лихачева, Кондрышева, Федьков Микулина, Ивашков Сотонина, Юшков". Судя по звучанию имен, первые десятники были отнюдь не · из тихих· и мирных - Юрка Лихач, Ивашко Сотона, Кондрыш. Это самое начало нашей истории на этой земле. Приходила ватага переселенцев, точнее, приплывала по Ильменю, Мете, Сье:же и потом - по Кезе, Тихамандрице, Волчине, Каменке. Искали подходящие места, селились по одной-две семьи. Появлялись первые деревни. Для порядка их считали десятками. Переселенцы были, вероятно, язычниками. Но к 1478 г. в десятках появились церкви. Например, в десятке Юрки Лихачева - "на погосте церковь Никола Святый". Так как в десяток входили деревни от Остафьева и Годомли до Лосотыни и Островна, то церковь Николы , видимо, стояла в районе нынешнеrо Стана. Раньше он именовался Николостаном, а озеро Лосотынь сохранило название до нас. Многие деревни исчезли с тех пор. Как правило, в них были одна-две избы, но случались и большие - по пять и даже шесть изб. Полесье, Лысцово, Красное - память о них тоже исчезла. В то же время и . сейчас живы Окулова (тогда - 3 избы), . Матренино (5 · изб), Клопинино (5 изб), Сиrово (4 избы), Доронина (6 изб), Мост (3 избы), Трестино (4 избы). На удивление была Корельщина (2 избы), а карелы ведь переселились на пустые места мноrо позже, в XVII в. Видимо, были какие-то люди, которых славянские переселенцы считали карелами. Ведь в Новrороде карел (точнее, карелу) знали хорошо. Судя по многим данным, здешн~й корелой или карелами были люди из племени весь, жившие в этих местах разрозненными группами задолго до прихода славянских поселенцев. Язык у них был схож с карельским, внешность тоже. И их сочли такими же карелами, какие жили тогда на Ладоге и в других местах севернее Новгорода. - 130

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1