Тверская старина. № 4-5 1993 г.

Краеведение. Топонимика Новоторжцев". А в 1545 г. погост поделен между несколькими помещиками из семейств Братцовых, Егаповых, Мачехиных и других. Центром одного из поместий являлась деревня Сидоровское (нынешнее Сидорово), в которой жило 5 семей. Видимо, расстояние до озера Илова тогда считалось небольшим - указано, что помещику выделен участок рыбной ловли в озере Илове. В поместье Васюки Братцова пять деревень и 18 дворов. Из деревень сейчас известна лишь одна - Лядины (Ледины) . . Тогда в ней было три земельных участка, а сена вокруг нее накашивали 50 копен. Соответственно указан и "доход", то есть дань в пользу великого князя. И тоже выделен участок в озере Илове, за который платилось отдельно. Следующее по описи поместье, видимо, располагалось в ныне совершенно безлюдном районе к северу от Ледин. Дело в том, что -<;реди описанных в нем земель есть нивха Дора и починок Дорок. Вероятно, их названия сохранились в названии маленькой деревеньки Дор, находившейся еще недавно в километре от Ледин. Сейчас, кажется, деревня Дор прекратила существование. А дальше, за ручьем Крутым, человека можно встретить · лишь· по чистой случайности. Встреча с медведем более вероятна. Деревня Гузарево с четырьмя дворами тоже исчезнувшая. А помещик Ондреец Еганов жил в Кобилошине (видимо, в Кобылихе). Сейчас туда без знающего проводника и не пройти. И жители там уже не те. Как-то летом шел я по старой заросшей дороге от бывшего Илова на бывшую Кобылиху. Километра через два следы дороги пропали. Пришлось вернуться к повороту на Гузарево. И на раскисшей глине поверх · моих следов увидел четкие следы большого медведя. Правда, встреча с ним на этот раз не состоялась. Но удивительного в таких встречах ничего нет, они в тех местах - довольно обычное яцение. Затем речь идет о деревне Губине, тоже исчезнувшей лет 15 назад. Потом - хорошо известное археологам Обакумово, а рядом с ним Щербаково (Щербаки). В Обакумове - двор помещика, в Щербакове - четыре избы. В этих деревнях еще сохранились черные брошенные избы, заросшие крапивой выше крыш. Наконец, поместье с деревней Гришкино и снова Обакумово. То ли еще одно, а скорее всего, деревня была поделена между двумя владельцами. Такое бывало тоже. Поселения здесь, на северо-востоке района, в окрестностях озера Илова, исключительно древние. Город Илов существовал, видимо, с начала II тысячелетия. В нем археологами найдена чересполосица жилищ - рядом находились избы славян и веси. Это говорит о древности поселения и о мирном характере отношений между пришедшими сюда ильменскими словенами и первоначальными поселенцами - раэрознен:ными племенами, в целом относящимися к племенной общности веси. Что касается Обакумова, позднее называвшимся Абакумовом и Абаконовом, то о нем можно с большой уверенностью утверждать, что это был центр славянского поселения . Вокруг него в XIX в. обнаружено 16 сопок - мест постоянных захоронений для славян-язычников . Вероятно , каждая сопка принадлежала роду и на протяжении многих столетий увеличив.µ~ась и увеличивалась. Сейчас почти все сопки уничтожены. Многие раскопан~ в прошлом веке помещиком Ушаковым. В одной из сопок им найдено захоронение целой семьи, члены которой, судя по совместному нахождению в слое земли, умерли в одно в_ремя. По мнению Ушакова, в сидячем положении у ног главы семьи был убит раб. Ушаков пишет о хорошей сохранности останков - бЬ1ЛИ различимы волосы на висках, сколотые серебряными обручами, обнаружены серебряные серьги с сердоликом, медные запястья на руках, остатки железного ножа. У этой же деревни найдено древнее, но уже христианское кладбище. Могилы обложены плитами из дикого камня, а на некоторых грубо вырублены кресты. У Дворищ тоже огромное количество курганов, некоторые сохранились. В одном из раскопанных курганов найдено огромное количество человеческих костей и даже остатки одежды. Кости были в большом беспорядке - захоронение проводилось наспех. Этот курган считается результатом татаро-монгольского нашествия весной 1238 г. после битвы на Сити. После 1238 г. город Илов перестал существовать, но память о нем в народе сохранилась до начала ХХ в. На курганах еще в это время раз в год служились панихиды. - 134 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1