Тверская старина. № 4-5 1993 г.

Краеведение. Топонимика по.явились три деревни " ... за татарином Новокщеном". Однако почему-то не указана дань с последнего. Не действовало ли какое-то правило о льготах и с новых помещиков? Впервые в документах появляется детальное описание волости Удомли. В ней 560 деревень! Да еще два рядJСа, да еще два монастыря. Прежде всего - о Никольском Удомельском погосте. Это, судя по всему, нынешний Стан. В погосте две церковных деревни - Сельцо и Лука. Живут там два попа - Семен и Степан и другие церковные служители. На погосте стоит и "двор приезжий волостелин, да двор тиунской, без пашни оба". Волостель и :гиун управляли волостью, кормились с нее, и пахать им было не нужно. Интересно, что волость названа "кормленской владыченской". Получается, что доход с нее в это время шел (хотя бы частично) церкви. А платила волость всеrо 233 рубля и 9 алтын да полторы деньги. Нам бы такую точность! Из них тогдашним бюрократам уходило 87 рублей. Их, правда, было немноrо: волостель, тиун и доводчики. Перечислены подробно озера - Пество (Песьво), У~мле, Семынец (Саминец), Ильтмо (Ульстим), Остров, Снюче, Гдеменец (Деменец), Хотемле, Родеж, Подлипие (два последних мне неизвестны, видимо, их назва1Щя менялись неоднократно , и ныне забыты). Да еще общие озера с помещиками - Kyroc (Кубыча); Маги, Малцо, Наволок, Молдино, Кезодро, Гжемле (Кжемля). Малцо тоже неизвестно. А рыбы в о,зерах - щукfl, лещи, язи, плотицы, окуни. За рыбную ловлю в казну идет 10 рублей 27 алтын. no этим названиям можно примерно очертить границы волости Удомли - от Котлована до Елмановой Горки и от озера Молдино до озера Маги. Здесь же точная дата возникновения одной из деревень, находящейся на Сьеже севернее Котлована - " ... в Удомле в Спасском погосте деревня Филиппово стала до писцов за семь лет: двор Куземка Финин, двор Петрушка Якушев, двор брат ero Лутко, да двор стоит пуст, а пашут его те же крестьяне". Не предки ли живущих там (в нынешнем Филиппкове) Трофимовых? Получается, что Филиппково основано в 1544 г. Однако, видимо, скорее поднялось вновь. Поселение на этом месте было и раньше. Снова описан Егорьевский погост (в Ручьях). Он упоминался еще в 1478 г. и существовал, конечно, и раньше. Возможно, кто-то из жителей Быков, Староселья, Курова еще знает место, где стояла церковь. Это примерно северный берег Белого озера. Жили там поп, дьяк церковный, проскурница. А еще с 1549 г. на церковной земле основан новый починок ("починчишко"), где Угримко Иванов начал создавать собственное хозяйство. Пока это хозяйство не назовеIПь зажиточным - всего четыре пуда ржи и пять копен сена во владении Угримки. Но, видимо, рассчитывал на лучшее будущее . . В Удомле два· монастыря. Один - на месте нынешней церкви Троицы. Церковь Троицы была тогда деревянной. Рядом с ней еще одна, Иоанна Богослова. Жили в монастыре игумен Герасим и пять братьев по "Кельям. А еще на монастырской земле 13 "дворишков", где жили нищие старцы и старицы без пашни. Монастырь, таким образом, приютил бесприютных убогих людей. Игумен 'Герасим с братией крестьянского труда не чурались, пахали землю . и косили сено. На монастырской земле большое количество торговых лавок. Судя по описанию, они находились на месте бывшей Слободки. У Троицы жили нищие старцы, а в Слободке - торговые люди. Кстати, об этом говорит само название бывшей деревни. Слободой назывался поселок при монастыре. Лавок, амбаров и прилавков всеrо 33. Среди них - амбар Ортемка Онцифорова из Мишнева, амбар Прошки Иванова с сыном, жителей Новгорода, амбар Ивана Микифорова со стану Удомельскоrо (бывшеrо Стана), лавка Бориска Гришина из Новrорода и другие. Это один ряд лавок и амбаров - от озера 1е монастырю, по правой стороне. А по левой стороне - житницы, в · которых ссыпали покупаемое зерно. Здесь житница Васюка Онтухова с ряду из Котлована (появляется название Котлована), житница Михаля Иванова из Перхова, три , житницы новгородцев.Там же - "дворишко гостиное торговых людей • на приезд", а в нем дворник Онитка Захаров. С лавок и житниц идут подати царю, но и не только - часть отчисляется монастырю - 141 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1