Тверская старина. № 4-5 1993 г.

Тверской музей . неизвестного весу и часы железные, взятые в 1768 г. в осташковский Знаменский девичий монастырь 17 • Строительство каменной колокольни было начато в 1856 г. 18 В "Описании Оста.шковского мужского Житенного монастыря Тверской епархии 1863 года" упоминается, по состоянию монастыря на 1724 г., деревянная восьмиугольная колокольня 19 • На ней было три колокола: первый ~ полпята, т.е. в 4•,5 ·'пуда, второй в полпуда, третий в 15 фунто~. Затем в 1751 г. над западным входом в Смоленскую церковь была построена каменная колокольня, и в 17 53 г. для нее слит благовестный колокол в 60 пудов, который, как замечалось в "Описании ... ", "и до сего времени есть первый" 20 • , Духовным центром Селигерского края был монастырь Нилова пустынь. Основателем монастыря и первым его настоятелем стал иеромонах Герман из Николаевского ·Рожковского монастыря. При нем, как видно из духовной памяти (завещания) Германа, написанщ,й иь~: 19 февраля 1614 г., была одна деревянная церковь во имя Богоявления Господня с приделом Василия Блаженного, деревянная часовня с гробницею преподобного Нила, колокольня "столб дубовый" (подлинное выражение духовной памяти) с пятью малыми колоколами, из коих самый большой весил только пять пудов 21 • При преемнике Германа, Нектарии I Теляшине (1614-1636), на святых воротах мон~стырской ограды сооружена новая "осмистенная колокольня", на которой были боевые часы 22 . ; Вслед за пос-тройкой первой к~менной Богоявленской церкви над входом в ее тра!'!е~ную сделана каменная колокольня. · На ней, согласно описи 1672 г., были следующие жертвованные колокола: первый (большой благовестный) - в 160. пудов, пожалованный от царя Алексея Михайловича в 1670 г.; второй - в 50 пудов, дача бояр . Ивана Ивановича и Юрия Ивановича Ромодановских; третий - в 41 пуд, пожалованный от царя Алексея Михайловича в 1666 г.; четвертый - в 25,5 пуда, дача боярина Ивана Андреевича Милославского 23 • Великий подвижник отечественной культуры академик Д.С. Лихачев, не обошедший в своих трудах Нилову пустынь, подчеркивает в одной из работ , что монастырь гордился пожертвованными колоколами 24 • В одном из описаний монастыря Нилова · пустьiнь (1815 г.) упоминается "колокольня в связи с соборной церковью , на ~ей двадцать три колокола , расположенных на двух ярус~~. из коих на верхнем и боевые часы " 25 • В 1821~1833 гг. пос;роен новый каменный Богоявленский собор - с трехъярусной колокольней над западным входом. В.П. · Успенский один из разделов своего "Исторического описания Ниловой ' Столбенской пустыни · Тверской епархии Осташковского уезда" озаглавил "Примечательности колокольни". Здесь рассказывается о наиболее замечательных колоколах селигерской обители. Первый колокол в триста пудов, перелитый, как показывает надпись на нем, в 1755 г. из прежнего колокола в 160 пудов , пожалованного в пустынь в 1670 г. царем Алексеем Михайловичем. Надпись: "Сей колокол, в лето 7178 (1670) жалованный в Нилову пустыню блаженныя и вечно достойныя памяти Царем Алексеем Михайловичем , f!O 160 пуд, переливал в 1755 году в реченной пустыне в благополучное царствование Благочестивейшия Самодержавнейшия Великия Государыни нашея, Императрицы Елисаветы Петровны всея России (далее следуют титулы и имена наследника и супруги его - А.В.) в бытность · Игумена Александра, старанием Иеромонаха Вениамина и Санктпетербургского купца Саввы Яковлева, мирским подаянием доброхотных подателей, весом с прибавкою 300 пуд. Лил сей колокол мастер Димитрий Евдокимов". Четвертый в 64 пуда 12 фунтов, перелитый в 1845 г. из старого разбитого 50-пудового колокола, пожертвованного в пустынь князьями Иваном и Юрием Ивановичами Ромодановскими. В первый раз внесен в опись этот колокол Ромодановских с наименованием жертвователей · в 1672 г. • Пятый в 41 пуд, с надписью: "1666 года Января в 20 . день Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России Самодержец, пожаловал с~й колокол по своему Государскому обету в пустыню Чудотворца Нила в Столбенский монастырь, а весом 41 пуд" 26 . Как видим, колокола в прошлом считались одним из самых ценных вкладов, подарков в церкви и монастыри. Память о колоколах, даже разбитых и перелитых в новые, к созданию которых были - 147 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1