Тверская старина. № 4-5 1993 г.

История тверской художественной жизни под низко нависающими полукруглыми бровями, точь-в-точь, как на "Портрете неизвестного" из собрания галереи. На портрете Петра глаза темные, как у Алексея Николаевича, таковы же у Анны Олениной, воспетой А.С. Пушкиным. Профильный рисунок Николая Оленина почти полностью идентичен чертам изображенного на портрете: длинный нос, высокие ноздри, большие светлые глаза, губы· "лодочкой", удлиненный подбородок, высокий лоб, вьющиеся волосы (у Петра короткий, не "родовой", нос и губы Елизаветы Марковны). Петр много и охотно работал пастелью. До конца своих дней сохранил он самые светлые воспоминания о брате. Возможно, поэтому так прекрасен поновленный портрет, так возвышенно изображен портретируемый. Именно поэтому я склоняюсь к мысли об исполнении пастельной части портрета Петром Олениным, хотя не исключено, что Кипренский также слегка "прошелся" по рисунку головы пастелью. По манере исполнения произведение близко к портрету Никиты Муравьева работы Кипренского: тот же композиционный прием, виртуозный рисунок головы юного Оленина заставляет не отказываться от авторства Кипренского. Но совершенно очевидно, что рисунок не был закончен, и фигура исполнена другим автором, возможно, Петром Олениным. Мысль, что на нашем портрете изображен Николай Алексеевич Оленин, все более крепла. Ведь именно в 1813 г. семья вновь собрала все, что касалось погибшего сына. Художник Орест Адамович Кипренский вошел в семью Олениных еще в 1809 г., с тех пор он · неоднократно рисовал всех членов семь_р, рисовал и Николая. Война 1812 г. нашла серьезное отражение в творчестве художника: он создал галерею рисунков участников войны, несколько аллегорических рисунков на эту тему, постоянно, вплоть до 1816 г., бывая в доме Олениных, часто рисовал всех чад и . домочадцев . Сохранился и небольшой профильный рисунок с Николая Оленина, но он не закончен и сделан, очевидно, второпях. Вполне возможно, что с "Портретом неизвестного" произошло q~едующее. Первоначальный рисунок произведения, именно головы, выполнил О.А. Кипренский. Об этом говорят характерные для художника штрихи мягкого итальянского карандаша, которые не скрыла пастель, мягкий профессиональный рисунок глаз, носа, губ. Но именно характерные для Кипренского штрихи в изображении волос позволяют оставить наше предположение. Остальное сложнее, но все же вполне "прочитывается". В 1813 г.,- ·· желая увековечитьtобраз Николая, портрет поновили, и, скорее всего, без участия Кипренского, так как фигура, ~е рисунок, манера наложения пастельных штрихов (несколько архаичная) позволяют · предположить, что поновляли портрет члены семьи, владевшие пастелью, · скорее всего Петр, но не отрицается и участие Алексея Николаевича Оленина. Именно так был обновлен рисунок Кипренского. Тогда же появился и этот серебристый, переходящий в ЯРКJIЙ голубой тон, фон, на котором так свежо и романтично выделяется лицо. Но для того, чтобы удостоверить руку Кипренского как автора рисунка и была нанесена рукой Петра или самого . президента Академии подпись-монограмма и поставлена дата. Считаю вполне обоснованным следующее наименование авторства: О.А. Кипренский (?), П.А. Оленин (?). "Портрет Н.А. Оленина" (1793-1812). 1811 - 1813 гг. Один из залов музея А.С. Пушкина в Тор~ке украшает прекрасная копия портрета сестры Николая Оленина - Анны. Портрет Николая Оленина поступил в галерею после одной из Ленинградских закупочных комиссий. На тверской земле соединились портреты брата и сестры Олениных. Из небытия верн:улся к нам еще один воин Отечественной войны 1812 г., стал близким этот романтический юноша, которого ждало блестящее' будущее. Историю семейства Олениных частично отразил Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир": образы Николая и Петра Оленицых трансформировались в образ Пети Ростова. - 153 - Маргарита ЖЕЛЕЗНОВА, искусствовед, главный хранитель областной картинной галереи.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1