Тверская старина. № 4-5 1993 г.

Исторические документы. Архив. мянуть ввиду особых обстоятельств , послужив­ ших поводом для моего вмешательства. Этот случай, как потом оказалось, не был лишен некоторого комизма. Но сначала я отнесся к нему очень серьезно. Получив от . тверского архиепископа Димитрия письменное сообщение, содержащее просьбу оградить причт одной из сельских церквей от незаконных и насильственных действий со стороны соседнего крестьянского общества по спору о земле, я запросил местное уездное полицейское . управ­ ление о подробностях дела. В полученном мною ответном официальном донесении значилось, что крестьяне в прошедшем году захватили сено с луга , находившегося с давних пор во владении церковного причта. Нарушенное вла­ дение было земским начальником восстановле­ _но на основании свидетельских показаний, а крестьянскому обществу было предложено оты­ скивать свое право собственности в окружном суде на основании плана и . уставной грамоты, устанавливающих размеры и границы их на­ дельной земли. До решения суда. пользование спорным лугом по закону оставалось за фак­ тическим владельцем . Крестьяне в суд не обратились, увезенного сена не возвратили и предупредили членов причта, что летом не позволят им косить и травой воспользуются сами. Итак, по бумагам все требуемые данные были налицо: спор о земле, отказ в подчинении законному распоряжению земского начальника и· угроза прибегнуть к самоуправству . На этом. основании я так расположил свой весенний маршрут, чтобы остановка для перемены ло­ шадей произошла около церкви, законные права служителей которой мне предстояло оградить. Священник и псаломщик, заблаговременно предупрежденные о моем посещении, подали мне записку с изложением обстоятельств дела. Тут же, близ церкви, около сложенных бревен, на которых я уселся, стали собираться и крестьяне. Я заметил, что священник относился ко всему происходящему очень спокойно, равнодушно, как будто понесенные церковно­ служителями убытки его мало интересовали . Псаломщик, наоборот, был чрезвычайно взвол­ нован, заявлял свои жалобы плачущим голосом как человек перенесший тяжкую, очень чувст- вительную обиду . Поведение крестьян меня несколько озадачило: вместо обычного в таких случаях раздражения и ожесточенных споров я видел перед собой спокойные и довольные лица, отражавшие какую-то лукавую веселость, как будто в предвкушении интересного сюрп­ риза. На мой вопрос , почему общество не предъявило в суд иска , если оно недовольно решением о восстановлении нарушенного вла­ дения, сельский староста вынул из-за пазухи план крестьянской надельной земли и, подав его мне , сказал : "Извольте сами посмотреть , здесь это место краской за нами обозначено" . До спорного места предстояло пройти лишь сотню шагов, и мы все направились к нему. Священник шел по-прежнему с безучастным видом; крестьяне переглядывались и пересмеи­ вались; один только псаломщик, идя впереди, не мог успокоиться, постоянно оглядывался то на одного, то на другого из шедших за ним крестьян и обращался к ним с укорами и попреками. Мы дошли до ручья или, вернее, до небольшого углубления в почве, впадины со следами весенней воды, отделявшей церковную землю от . крестьянской . В одном месте след текшей воды разветвлялся и сажени через две опять соединялся, окаймляя небольшое возвы­ ш~;:ние, что-то вроде игрушечного островка, оказавшегося спорным "лугом" и действительно закрашенное на плане в зеленый цвет . Ступив одной ногой на этот луг со стороны церковной земли, я следующим шагом стал на крестьян­ скую землю. Когда обнаружилось , что этот островок лилипутов входит в состав части псаломщика, стало понятно и спокойствие священника, и лукавая веселость крестьян. Они , как оказа­ лось, вздумали осуществить свое давно утерян­ ное право в отместку псаломщику за какие-то его неблаговидные поступки, не из корысти , а в виде отеческого внушения или легкого дисциплинарного взыскания . Поэтому продол­ жение обследования и обсуждение спора в серьезных тонах становилось затруднительным. На вопрос о количестве накашиваемоrо на спорном участке сена сам псаломщик не решился объявить более трех пудов " в хороший год". Крестьяне единодушно определили его в - 35 -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1