Тверская старина. № 1-2 1994 г.

исправно делаемых дел. Немалый подвиг освободиться от тщеславия. Освобождаются же от него тайным творением добродетелей и частою молитвою, а признак освобождения - не злопамято­ вать на злословившего или злословящего. Преп. авва Фалассий.- Благодушное перенесение страшных напраслин рождает незлобие; терпение же до конца искореняет из души все худое. Преп. Нил Синайский.- Терпи скорби, потому что в них, как розы в тернах, зарождаются и созревают добродетели. Преп. Исаак Сирин.- В какой мере человек приближается к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями своими. Благодати предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение. Илия Екдик.- Страстен тот, у кого влечение ко греху сильнее помысла, хотя он и не грешит еще; сладострастен тот, у кого действие (энергия) греха слабее помысла, хотя им овладевает страсть внутри; пристрастен тот, кто свободно или лучше - раболепно привязан к тому и другому. Старец Никодим Святогорец.- Or самолюбия и самомнения порождается в нас и другое некое зло,- тяжелый, причиняющий нам вред - строгий суд и осуждение ближнего, по которому· мы потом ни во что стави·м, презираем и унижаем его при случае. Давая себе высокую цену и высоко о себе думая, естественно, свысока смотрим мы на других, осуждаем их и презираем, так как нам кажется, что мы далеки от тех недостатков, каких, как нам думается, не чужды другие. Но тебе не дано на то власти, и, присваивая себе эту власть, ты сам в этот момент делаешься достойным суда и осуждения не пред немощными людьми, но пред всесильным судьей всех - Богом. Св. Феодор Едесский.- О самолюбии, всех ненавидящем, верно сказал некто из премудрых: лютая брань самолюбия, как тиран некий, стоит во главе всех помыслов, . коими три оные (сластолюбие, сребролюбие и славолюбие) восхищают ум · наш. Самолюбие, сластолюбие и славолюбие изгоняют из души память Божию; когда же пресекается память Божия, тогда поселяется в нас мятеж страстей. Самолюбие бывает родительницей неисчетных страстей. Почему, когда кто исторгает из сердца самолюбие, тогда легко возымеет силу и над другими страстями, при содействии Господа. Ибо из него обыкновенно рождаются: гнев, печаль, злопамятство, сластолюбие и необузданная дерзость. И побежденный им неизбежно побеждается и прочими страстями . Самолюбием же мы называем страстное расположение и любовь к телу с исполнением плотских пожеланий. Преп. Исидор Пелусиот.- Пристрастие недальновидно 1 а ненависть и вовсе ничего не видит. Илия Екдик.- Истинно милостив не тот, кто произвольно раздает излишнее, но кто охотно уступает необходимое похитителям. Св. Иоанн Златоуст.- Пагубно, истинно пагубно обращение с порочными людьми. Не так скоро пристает зараза и проказа губит подвергшегося этой болезни, как злые нравы людей порочных. Тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15.33). Преп. Антоний Великий.- Люди обычно именуются умными по неправильному употребле­ нию сего слова. Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарени­ ем. Эти одни, поистине, должны именоваться умными людьми. Св. Варсонофий и Иоанн.- Если, начав беседу, спохватишься, что она грешна, пресеки ее, сказав: «Нет, об этом не будем говорить>>, или, помолчав немного, скажи: <<Забыл, о чем я начал речь» и переведи ее на другое - безгрешное. Преп. Антоний Великий.- Слово есть слуга ума. Что хочет ум, то и слово выражает. Говорящий несмысленно не имеет ума, ибо говорит, ничего не думая. Помни, что от слов и слава· и у~жение. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1