Тверская старина. № 1-2 1994 г.
Исследования. Факты в проекте. В избирательную курию уездных землевладельцев допускались не только помещи ки-дворяне, но и землевладельцы других сосло вий, в том числе и крестьяне-собственники, а также владельцы <<промышленных или хозяй ственных заведений» , уполномоченные от собст венников и местного духовенства, то есть лица, отвечавшие требованиям ценза. В курию город ских избирателей, помимо торгово-промышлен ной буржуазии, допускались дворяне-домовла дельцы, крестьяне, выбившиеся в купцы. Един ственной вполне сословной курией оставалась крестьянская, но и крестьяне по закону имели право избирать на своих собраниях местных помещиков и приходских священников. Смысл куриальной системы избрания гласных заключался не в том, чтобы сохранить сословные привилегии дворянству, а в том, чтобы дать преимущество классу землевладельцев. Расписание числа гласных должно было закрепить преобладание в земских учреждениях помещиков-дворян. Всех уездных гласных по Тверской губернии расписанием было назначено 524, в том числе: от землевладельцев - 260, от сельских обществ - 205, от городов - 59. Гу бернские гласные избирались на уездных зем ских собраниях, и число их равнялось 86. Правительство, опасаясь влияния земских учреждений, ограничило их компетенцию узким кругом чисто хозяйственных дел, из пределов которых земства не имели права выходить. Несмотря на эти ограничения и столь на дежный состав земских учреждений, правитель ство, предоставив им заботу о местном хозяй стве, лишило их самостоятельности даже в ука занных пределах. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов, не обладали принудительной властью; они должны были действовать только через полицию. Они были лишены права общаться друг с другом, были поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел. Земские учреждения не были созданы в волости , в этой низшей административной единице в России, не создавалось и высшего органа для земств. Это и давало основание либеральным критикам земств говорить, что созданные в России земские учреждения <<не имели ни основания, ни крыши». Земская реформа была введена не одновре менно и не повсеместно. Ее проведение преду сматривалось осуществить в три срока: фев раль-декабрь 1865 г.- первые 18 губерний Европейской России, затем следовали еще де вять губерний, которые должны были ввести · у себя земские учреждения с февраля по октябрь 1866 г. Наконец, с 1867 г. наступил третий этап введения земских учреждений, кото рый конечным сроком ограничен не был. Зем ская реформа в Тверской губернии должна была проводиться во второй срок. Лишь в начале января 1865 r. Министерство внутренних дел приказало губернаторам Казан- 10 ской и Тверской губерний приступить к подгото вительной работе по осуществлению «Положе ния ... >> от 1 января 1864 г. Организация земских учреждений, проведение выборов в них возлага лись на губернатора, особый временный губерн ский комитет и особые временные уездные комиссии. Временный губернский комитет был открыт в Твери 15 января 1865 г. В состав временного губернского комитета и уездных комиссий входили губернатор, уездные предво дители дворянства, представители местной адми нистрации и дворянства. Уездные комиссии составляли списки избирателей, проверяли их полномочия, наличие необходимого имуществен ного ценза, контролировали списки лиц, имев ших право представлять уполномоченных, опре деляли сроки и место избирательных съездов. Задача временного губернского комитета состоя ла в организации выборов в земские учреждения. Комитет утверждал сроки выборов, согласуя их с правительством, проверял и утверждал списки избирателей и результаты выборов, руководил деятельностью уездных комиссий, контролиро вал ее. В большинстве уездов списки избирателей были составлены верно, но в некоторых возника ли осложнения. Так, в списки выборщиков по Тверскому, Осташковскому, Корчевскому, Бе жецкому уездам были включены лица, у которых по ст. 23 << Положения ... > не хватало числа десятин. Тверской временный губернский коми тет после проверки списков избирателей поручил некоторым уездным комиссиям исправить их. Составленные окончательно уездными ко миссиями списки избирателей были направлены во временный губернский комитет в мае и июне 1865 г. Был составлен график проведения избирательных уездных съездов, за вьшолнени ем которого следил комитет. С 12 августа по 12 сентября прошли выборы уездных гласных. Газета «Тверские губернские ведомости» отра жала ход работы съездов, печатала списки избранных гласных. Свою функцию контролирующего органа Тверской временный губернский комитет испол нял и в период работы уездных съездов. Таким образом, подготовительный этап создания Твер ских земских учреждений, продолжавшийся с января по сентябрь 1865 г. , завершился. На этом этапе шло обсуждение и разъяснение текста закона, проходили избирательные съезды, были созданы и работали временный губернский комитет и уездные комиссии, которые подгото вили созыв учредительных земских собраний. Следующим этапом явились открытие и рабо та уездных, а затем губернского земских собраний. Сроки и порядок работы, вопросы, включенные в повестку собрания, определялись губернатором по согласованию с правитель ством. Уездные земские собрания были открыты в ноябре-декабре 1865 г. и работали четыре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1