Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты в проекте. В избирательную курию уездных землевладельцев допускались не только помещи­ ки-дворяне, но и землевладельцы других сосло­ вий, в том числе и крестьяне-собственники, а также владельцы <<промышленных или хозяй­ ственных заведений» , уполномоченные от собст­ венников и местного духовенства, то есть лица, отвечавшие требованиям ценза. В курию город­ ских избирателей, помимо торгово-промышлен­ ной буржуазии, допускались дворяне-домовла­ дельцы, крестьяне, выбившиеся в купцы. Един­ ственной вполне сословной курией оставалась крестьянская, но и крестьяне по закону имели право избирать на своих собраниях местных помещиков и приходских священников. Смысл куриальной системы избрания гласных заключался не в том, чтобы сохранить сословные привилегии дворянству, а в том, чтобы дать преимущество классу землевладельцев. Расписание числа гласных должно было закрепить преобладание в земских учреждениях помещиков-дворян. Всех уездных гласных по Тверской губернии расписанием было назначено 524, в том числе: от землевладельцев - 260, от сельских обществ - 205, от городов - 59. Гу­ бернские гласные избирались на уездных зем­ ских собраниях, и число их равнялось 86. Правительство, опасаясь влияния земских учреждений, ограничило их компетенцию узким кругом чисто хозяйственных дел, из пределов которых земства не имели права выходить. Несмотря на эти ограничения и столь на­ дежный состав земских учреждений, правитель­ ство, предоставив им заботу о местном хозяй­ стве, лишило их самостоятельности даже в ука­ занных пределах. Земские учреждения не имели своих исполнительных органов, не обладали принудительной властью; они должны были действовать только через полицию. Они были лишены права общаться друг с другом, были поставлены под строгую опеку и контроль губернатора и министра внутренних дел. Земские учреждения не были созданы в волости , в этой низшей административной единице в России, не создавалось и высшего органа для земств. Это и давало основание либеральным критикам земств говорить, что созданные в России земские учреждения <<не имели ни основания, ни крыши». Земская реформа была введена не одновре­ менно и не повсеместно. Ее проведение преду­ сматривалось осуществить в три срока: фев­ раль-декабрь 1865 г.- первые 18 губерний Европейской России, затем следовали еще де­ вять губерний, которые должны были ввести · у себя земские учреждения с февраля по октябрь 1866 г. Наконец, с 1867 г. наступил третий этап введения земских учреждений, кото­ рый конечным сроком ограничен не был. Зем­ ская реформа в Тверской губернии должна была проводиться во второй срок. Лишь в начале января 1865 r. Министерство внутренних дел приказало губернаторам Казан- 10 ской и Тверской губерний приступить к подгото­ вительной работе по осуществлению «Положе­ ния ... >> от 1 января 1864 г. Организация земских учреждений, проведение выборов в них возлага­ лись на губернатора, особый временный губерн­ ский комитет и особые временные уездные комиссии. Временный губернский комитет был открыт в Твери 15 января 1865 г. В состав временного губернского комитета и уездных комиссий входили губернатор, уездные предво­ дители дворянства, представители местной адми­ нистрации и дворянства. Уездные комиссии составляли списки избирателей, проверяли их полномочия, наличие необходимого имуществен­ ного ценза, контролировали списки лиц, имев­ ших право представлять уполномоченных, опре­ деляли сроки и место избирательных съездов. Задача временного губернского комитета состоя­ ла в организации выборов в земские учреждения. Комитет утверждал сроки выборов, согласуя их с правительством, проверял и утверждал списки избирателей и результаты выборов, руководил деятельностью уездных комиссий, контролиро­ вал ее. В большинстве уездов списки избирателей были составлены верно, но в некоторых возника­ ли осложнения. Так, в списки выборщиков по Тверскому, Осташковскому, Корчевскому, Бе­ жецкому уездам были включены лица, у которых по ст. 23 << Положения ... > не хватало числа десятин. Тверской временный губернский коми­ тет после проверки списков избирателей поручил некоторым уездным комиссиям исправить их. Составленные окончательно уездными ко­ миссиями списки избирателей были направлены во временный губернский комитет в мае и июне 1865 г. Был составлен график проведения избирательных уездных съездов, за вьшолнени­ ем которого следил комитет. С 12 августа по 12 сентября прошли выборы уездных гласных. Газета «Тверские губернские ведомости» отра­ жала ход работы съездов, печатала списки избранных гласных. Свою функцию контролирующего органа Тверской временный губернский комитет испол­ нял и в период работы уездных съездов. Таким образом, подготовительный этап создания Твер­ ских земских учреждений, продолжавшийся с января по сентябрь 1865 г. , завершился. На этом этапе шло обсуждение и разъяснение текста закона, проходили избирательные съезды, были созданы и работали временный губернский комитет и уездные комиссии, которые подгото­ вили созыв учредительных земских собраний. Следующим этапом явились открытие и рабо­ та уездных, а затем губернского земских собраний. Сроки и порядок работы, вопросы, включенные в повестку собрания, определялись губернатором по согласованию с правитель­ ством. Уездные земские собрания были открыты в ноябре-декабре 1865 г. и работали четыре-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1