Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Мастера 'РемеслА R М4КС4ТИХе В 1925- 1926 годах Тверской педагогический институт изучал Примоложский край. От его экспедиций сохранились интересные данные о развитых там кустарных промыслах. Читателям предлагаются краткие сообщения о них. ОБРАБОТКА ДЕРЕВА о ЧЕНЬ широко был развит дегтярный промысел. Существовали кустарные <<Заво­ ды>> - деревянные срубы, крытые сверху дер­ ном. Они были в селах Спас-Забережье, Дымце­ во, деревнях Заболотье, Соснушка, Никольское и других. В Спас-Забережье, например, действо­ вал <<завощ> котлового типа. В земле вырывалась большая яма , над ней помещался котел-казан. Из котла выходила трубка через холодильник в лоток. Деготь стекал по лотку в чан. В казан укладывались сосновые пни, береста, входное отверстие замазьmалось глиной. В печи разво­ дился огонь. Через несколько часов начинал идти деготь. Побочным продуктом являлся уголь. По рассказам жителя деревни Мокшицы Ивана Дмитриевича Прокофьева, в этой деревне одновременно работали до 16 <<заводов>>. За одной околицей вокруг древнего кургана-сопки дымилось их до десятка, а за другой - по берегу болотца - еще не менее пяти-шести. Временами почти вся деревня занималась этим промыслом. Казаны покупались в Максатщ,е. Это была обычная тара из-под нефти, керосина . Деготь делали двух сортов - тележный и черный. В работе участвовали подростки. Дело шло почти весь год с перерывами только на сенокос. Осенью заготавливалось сырье, зимой - <<сидели деготь>> . В некоторых селениях получали и ски­ пидар. До революции деготь сплавляли в огром­ ных колодах, называемых <<рудины >>, по Мологе в Рыбинск. В колоду наливалось 300- 400 пудов дегтя. После революции кустари развозили деготь на лошадях, продавая его по окрестным деревням. Уголь сбывался на завод << Пахарь» на станцию Удомля. В 1925 году промысел посте­ пенно начал падать по мере истребления леса. КОЛЕСНЫЙ ПРОМЫСЕЛ п О ПРЕДАНИЮ, учителями колесников бы­ ли крестьяне из деревни Куничиха. От них научились делать колеса в деревнях Горшко­ во, Ермолино, Пархово. Техника изготовления колес вкJJючала подготовку сырья (березы и осины), изготовление втулки, обода, спиц и сборку колеса с окончательной отделкой. Спицы часто делались из рябины. Кустари работали семьями, в основном зимой, по 10-12 часов в день. Подростки 118 с малолетства включались в дело, и оно отвлекало их от учебы. В справках экспедиций указано, что дети обучались в школе только два года. Основным местом сбыта колес была ярмарка в бывшей Николо-Теребенской пустыни. САННЫЙ ПРОМЫСЕЛ у ЖЕ в XVIII веке деревня Пятницкое, принадлежавшая Николо-Теребенскому мо­ настырю, была главным местом поставки саней на местные рынки . В 1925 году в этой деревне было 85 хозяйств. Из них 66 занимались изготовлением саней. Процесс начинался с <<оги ­ бала>> , затем полозья на целое лето зажимались << В запор>>. Затем проходила <<вязка>>. Конечным этапом была <<нахлестка>>. Одно хозяйст.во за год изготавливало до 15 саней. Но основным занятием в любом случае было земледелие. БОНДАРНЫЙ ПРОМЫСЕЛ о Н БЫЛ развит в Лощемле, Спас-За­ бережье, Телятниках, Гришкове. Для промысла применялась ель. Женщины делали подсобные работы - парили обручи, сушили доски. Дети с 10-12 лет начинали делать менее ответственные изделия - мелкие шайки и дру­ гие. Были специалисты, изготавливавшие чаны емкостью в 50 ведер для кожевников деревни Телятники. Бондари обычно работали зимой, с октября по март. ЛОДОЧНЫЙ ПРОМЫСЕЛ в СЕЛЕНИЯХ Спас-Забережье, Гузеево, Ни­ кольское делались особые лодки, назы­ вавшиеся <<ботникю>. Это - выдолбленные из осины небольшие лодки с высокими загнутыми концами. Сначала выдалбливалась середина дерева, затем на костер накладывались сырые прутья, а поверх них - лодка. Распаренную лодку раздвигали распорками . Лодки были легкими, подвижными, надежными . Служили они при сплаве леса, для раболовов, для переездов на реке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1