Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Мастера ПРОИЗВОДСТВО ЧЕРЕМУХОВЫХ КАНАТОВ И Х ДЕЛАЛИ в основном в деревне За- раменье. Прутья . черемухи заготомялись летом. После особого способа кручения прутья лопались пополам. Из них вынималась сердцеви­ на. Из трех таких половинок сплетали канаты по 40-50 метров длиной. ГОРШЕЧНОЕ ДЕЛО с XVIII века близ деревень Спасская Горка и Старая Дорка использовались залежи глины. Посуда изготовлялась на гончар­ ном круге. и обжигалась в русской печи. За день горшечником делалось 50_:_60 горшков. Кроме посуды, делали глиняные дымовые трубы. ИЗВЕСТКОВЫЙ ПРОМЫСЕЛ и ЗВЕСТНЯК добывался в Топалковской волости. В XIX веке его залежи принадле­ жали помещику Еремееву. Потом их перекупил купец Шишов. Известняк продавался по вс_ему Примоложскому краю и вывозился за его ОБЫЧАИ, ПРЕДРАССУДКИ И ПОВЕРЬЯ, РАСПРОСТРАНЕННЬIЕ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ В Зубцовском уезде Совершается сжигание масленицы. В вос­ кресенье (последний день масленицы) по. де­ ревням собираются вечером на улицу, берут какую-нибудь негодную кадку, часто дегтярный лагун, старое колесо и, подняв на шест, зажигают их за деревней, преимущественно на возвышении. Когда сгорит масленица (кадка), все расходятся по избам и просят друг у друга прощения, кланяясь в ноги. Затем возвраща­ ются каждый в свое семейство, ужинают и к 12 час. идут спать. 119 пределы. После революции ломкой и обжигом занимались жители Нижних - и Верхних Порогов и Заречья. Известь вывозилась через станцию Максатиха. ПРОЧИЕ ПРОМЫСЛЫ л ОВЛЯ рыбы шла по всей Мологе <<затонами>>, <<вятерямИ>>, <<бродцамю>, <<до­ рожкамю>. В деревне Телятники осенью при мелкой воде устраивалась «громка>> - ЛОf:!.ЛЯ рыбы всей деревней. Вылавливали до 30-40 пу­ дов рыбы за раз. Рыба ловилась запрещенными методами - путем устройства <<яза>> или <<еза» - перегораживанием реки. Ловились щуки, лещи, язи, головли, реже - судаки, сазаны. Деревня Спас-Забережье активно занималась заготовкой корья. В Примоложском крае насчитывалось до 80 охотников, охотящихся на лисиц, зайцев, куниц, белок, медведей. Медведей убивали по 2-3 в год. Шкуры зверей сбывались в Максати­ хе или Бежецке. В целом в Примоложье местными промыслами занимались около 1 б % населения, а в некоторых селениях - до 40 и да­ же больше процентов. Кустарные промыслы базировались на местном сырье и в основном обслуживали местный рынок. Юрий СМИРНОВ Здесь же существует обычай: когда стригут ногти, то обрезки кладут за ворот, приговаривая: <<Небо, гляди, земля, принимай, а когда будут спрашивать, тогда отдавай>>. Это делают «по закону>>, как объясняют крестьяне. Приведенный обычай говорит о том, что души усопших должны взбираться на какую-то крутую неприступную гору и что, обрезая ногти, их нужно класть за пазуху: они на том свете пригодятся, чтобы мезть на гору, гладкую, как яйцо, у других - на гору железную, на которой стоит· рай. В Благовещение крестьяне в Зубцовском уезде волос не чешут на том основании, что сказано: птица гнезда не завивает, а девица косы не заплетает. Поэтому старики бранят моло­ дежь, которая не соблюдает этого обычая. (Журнал ТУАК от 6 мая 1894 г.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1