Тверская старина. № 1-2 1994 г.
Свет дневной-есть слово книжное кова Тверской губернии Владимиром Павлови чем Успенским. Из письма В. П. Успенского в Тверь директору музея А. К. Жизневскому от 3 декабря 1877 г.: <<В настоящее время я утешаю себя отрывками рукописной Псалтыри XV века ... Они переданы мне покойным Александром Викторовичем Ра чинским ... Из переданных мне Т!;:М же Рачинским лоскутков рукописей отрывок Поучений Аввы Дорофея составляет еще более глубокую древ ность. В настоящее время я стараюсь отыскать книгу Поучений... на русском языке, чтобы сличить текст ... Если отыщу, то приведу в надле жащий порядок свои лоскуты, переплету и от правлю к Вам» . Из письма В. П. Успенского А. К. Жизневско му от 12 февраля 1878 г.: «Предоставляется возможным приобрести отправляемую при сем очень солидную книгу: она называется Хроно граф, состоит из 650 л., по написанию относима ... к концу XVII столетия: в ней и краткая священная и краткая гражданская всеобщая и русская история. История русская оканчива ется о взятии Азова казаками в 1626 году. Кроме истории в этой книге много есть из старинной космографии... Вообще содержание очень со лидное. Книгу эту сообщил мне наш дьякон (Преображенской церкви г. Осташкова) Петр Игнатьев Пенкин, а взял ее у своего хозяина, осташковца Трубицына .., этот Трубицын живет и торгует в Рвеницах. Переплету ее и перешлю к Вам>>. Еще более интересна судьба следующей кни ги - <<Сборника>>, сообщаемая В. П. Успенским: <<Сборник по прописанным на · первом вставном листике палеографическим особенностям несо мненно должен быть относим к XVI столетию. Я позволяю себе полагать, что рукопись эта в какие-то времена вышла из Ниловой пустыни. Я объясняю себе это так: не все в Ниловой пустыни были настоятелями с тактом Нектария. Бывали и попроще его. При каком-нибудь из настоятелей этого разряда не получившие в свое время хорошего переплета книги стали идти на обертки. При Архимандрите Павле (1802- 1839 гг.) по какой-то инициативе было обращено внимание на приведение в порядок древних рукописей: начали подбирать однородные к од нородным, подшивать и, если выходил подбор успешный,- составлялась цельная книжка, отдавали в переплет. Но между рукописями оказалось много разрознившихся и кое-где валявшихся отдельными листками. При подборе и подшивке ничего не могли собрать цельного и ограничились только подшивкой их, а в пере плет не отдавали, и они разошлись по рукам послушников или келейников архимандрита. У одного из этих келейников - Сергия - были близкие родственники в Осташкове из церков нослужителей Знаменского монастыря. К ним и перешла эта рукопись, а по смерти этих родственников перешла к мещанам Осташков- 122 ским, поступившим на квартиру в их дом ... Рукопись нужно бы покрепче переплести, но по случаю обмана переплетчика подклеивал ее и переплетал зять Петр Арсеньич». В 1884 году в музей поступила 31 книга. В настоящее время в коллекции сохранилась од на из них-<<Номоканон сиречь законоправнию> или <<Поморский епитименнию> начала XIX в. Рукопись поступила от неизвестного лица, проживающего в Твери, и содержит в себе общие рассуждения о грехопадении и наказаниях за грехи. В числе епитимий читаем: <<Аще кто зажжет чий дом или гумно - за то поста три лета, поклонов по 200 на дены>, <<Аще стог чужой зажжет - за то по понедельникам рыбы не ястю>, <<Аще кто с немцами и еретиками ял и пил, в церковь их ходил, бороду брил, таковым 5 лет поста и по 300 поклонов на день». Из поступлений 1885 года в составе коллекции сохранились три рукописи: <<Сборнию> середины XVIII в. (начинается с «Соловецкой чело битной>>), «Сборник раскольничий>>, <<Толкова ния Феофилакта, архиепископа болгарского на Евангелие Луки» XVI в. В 1886 году в музей поступила 41 книга, в т. ч. и <<Степенная книга>> - рукопись начала XVIII в. на 833 л., содержащая в себе све дения по истории России, доведенные до периода Иоанна и Петра Алексеевичей. В 1888 году в числе 26 книг в музей были переданы и ныне хранящиеся: <<Люцидарий» i<онца XVII в.- прообраз современной энцик лопедии; <<Хиромантия>> - рукопись середины XVIII в., замечательная тем, что в ее пере плетную крышку вплетен лист более ранней и довольно редкой рукописи XVII в. - <<Повести града Иерусалима>>. К концу 1890 года рукописное собрание Тверского музея сосредоточивало в своем соста ве уже более 4,5 тыс. единиц хранения, главную массу среди которых занимали документы архивного свойства: грамоты, столбцы, пере писные книги и т. д. Среди них 450-500 еди ниц - рукописные книги. В последующие годы коллекция продолжает стремительно пополнять ся новыми памятниками: 1891 - 18 книг; 1892 - 48; 1893 - 23... И к 1 июня 1895 года достигает 7100, из которых приблизительно 600-650 рукописные книги. Таким образом в музее составилась богатейшая коллекция рукописей. Но собрание было довольно пестрым и бессистемным. Это во многом определилось порядком комплектования рукописей. Собира лось все, что представляло какой-либо интерес, особенно местный, хранилось все, что давалось доброхотами. Пожертвования составляли • основ ную массу собранных рукописей. В числе жертвователей -:- люди всяких сословий и состо яний, от высших духовных и административных лиц до бедняков и крестьян. Первым в этом пространном списке, конечно, следует назвать имя Августа Казимировича Жизневского, пре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1