Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты пять дней. На собраниях были избраны управы, определены их функции, средства, намечены некоторые пути деятельности уездных земских учреждений, избраны гласные в состав губерн­ ского земского собрания. 17 февраля 1866 г. начало работу Тверское губернское земское собрание, которое открыл губернатор князь П. Р. Багратион. В привет­ ственной речи он с удовлетворением отметил, что большинство собрания составляют дворяне и что им предстоит решать все вопросы, касающиеся местного управления. Министерство внутренних дел и губернатор осуществляли строгий контроль за работой уездных и губернского собраний. Все журналы, доклады собраний шли на утверждение губерна­ тору. Если постановления собрания в чем-:то не устраивали его, губернатор уведомлял управу о пересмотре данного решения. В целях упрощения ведения дел в земских собраниях многие земства еще в 60-х годах издали соответствующие правила. В 1866 г. изда­ ло правила и Тверское губернское земство. Согласно этим правилам особые мнения гласных могли подаваться в течение трех дней; во­ зобновлять прения по решенным вопросам разрёшалось с согласия 1/ 3 гласных или распоряжения председателя; порядок заседания устанавливался председателем, но собрание мог­ ло, признав тот или иной вопрос неотложным, рассмотреть его вне очереди. На основе этих правил в дальнейшем были выработаны и стали традиционными опреде­ ленные способы ведения дел. Например, с 1875 г. по предложению гласного Н. А. Чаплина собрание стало решать денежные вопросы бал­ лотировкой на следующий после обсуждения день; в 1885 г. губернское собрание постановило прилагать особые мнения гласных к журналу лишь с согласия земского собрания. Остановимся на структуре Тверского земства. Согласно закону губернское земское собрание (а в уездах - уездное земское собрание) было распорядительным органом. Исполнительным органом губернского земского собрания явля­ лась губернская земская управа (в уездах - уездная земская управа). Избиралась управа на три года. Кандидатуру председателя губернской управы утверждал министр внутренних дел, председателя уездной управы - губернатор. Тверская губернская земская управа состояла из председателя и двух-трех членов, она имела собственную канцелярию и ряд отделов - групп специалистов по отраслям деятельности. Губернское земское собрание на время своих заседаний образовывало редакционную комис­ сию, задачей которой была подготовка докладов к сессиям собрания, и постоянно действующую ревизионную комиссию, целью которой был контроль за исполнением постановлений, фи­ нансовый контроль. Аппарат уездной управы был меньше, чем 11 губернский, и состоял из председателя и двух членов, избранных уездным собранием. Функции и структура уездной управы были схожи с функциями и структурой губернской управы. Уездные земские собрания так же, как и гу­ бернское, образовывали редакционные комиссии на время сессий и ревизионные комиссии - на трехлетия. Других комиссий земские учрежде­ ния Тверской губернии не имели. ПЕРВЫЕ ВЫБОРЫ В ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И СОЦИАЛЬl;IЫЙ СОСТАВ ЗЕМСТВА д . ЛЯ -того, чтобы определить характер деительности земства, прежде всего следует рассмотреть социальный состав земских учреждений. Необходимо отметить, что первые земские выборы проходили в обстановке невнимания и пренебрежения к ним со стороны многих избирателей. В 1865 г. в Тверской губернии из 13924 избирателей на земские выборы явилось 9339, или 60 % . Если в целом в земских избирательных кампаниях принимало участие немногим более половины избирателей, то на съезд I курии их собралось менее 1/ 3 (22% ) . На съезде I курии большинство из­ бирателей были полноцензовыми дворянами (56,4% ) . Однако в некоторых уездах отказ дворян от участия в выборах привел к тому, что крупные землевладельцы теряли большинство в I курии. Так, в Тверском уезде они составили 50 %, а в Корчевском уезде 23,8% избирателей, т. е. оказались в меньшинстве, в то время как мелких землевладельцев оказалось 62,5%. Относительно II курии можно сказать, что активность ее на первых земских выборах была низкой - 38,5% . Высокий имущественный ценз, политическая незрелость буржуазии оказали существенное влияние на ее пассивное отноше­ ние к создаваемым земским учреждениям. Не проявляло интереса к выборам и крестьян­ ство. В ГАТО есть дело со сведениями об открытии и введении в действие земских учреж­ дений, которые подавали губернатору уездные исправники. Так, крестьяне Вышневолоцкого уезда после объяснения им сущности земских учреждений высказывали сомнения: <<А будет ли лучше?» Крестьяне считали, что гласные, изб­ ранные ими, окажутся пьяницами и взяточника­ ми, как это бывало при избрании людей в стар­ шины. Весьегонский исправник сообщал, что большая часть крестьян просила как милости избавить их от выборов. Местная администрация заставляла крестьян участвовать в выборах. Случалось, что крестьянин, выбранный в уполно­ моченные от съезда мелких землевладельцев, не мог из-за дальнего расстояния вовремя прибыть на сельский сход. В таком случае мировой . посредник незамедлительно налагал на него штраф. Понуждаемые местными властями, кре­ стьяне-выборщики обеспечивали хорошую явку

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1