Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты в Осташковском уезде . В 1867 г. школы государ­ ственных и временнообязанных крестьян пере­ шли в хозяйственное заведование земств гу ­ бернии. Таким образом в ведении Тверско го земства оказалось 377 школ с 13301 учащимс я . Земские учреждения в губернии прежде всего обратили внимание на дело начального обучения. Большинство уездных земств стали выдавать небольшие суммы сельским обществам - иници­ аторам открытия школ. Так, Новоторжское уезд­ ное земство постановило в 1868 г. учреждать ежегодно по одной шко­ ле в каждой волости и содержать эти школы на земские средства. С середины 70-х годов началось постоянное ас­ сигнование земствами денежных средств на развитие народного об­ разования, и расходы эти постоянно увеличи­ вались. Если в 1867 г. уездные земства расхо­ довали на народное об­ разование 20596 руб. , то в 1875 г. ассигнования составили 91898 руб. В 1889 · г. эта статья стала самой крупной в бюджете уездных земств, достигнув странении грамотности среди населения состав­ ляла 9 %. Участие земств в организации народного обра­ зования повлекло за собой увеличение численно­ сти школ для крестьянс кого населения. Необхо ­ димо заметить, что в первые годы наблюдалось сокращение численности школ в селениях быв­ ших государственных и временнообязанных кре­ стьян. Это было связано с прекращением обяза­ тельного сбора с крестьян из-за недостатка средств у сельских обществ. С 1866 г. по 197478 руб. (21 % всей сметы). Больше других расходовали на народ- Сиротский земский дом в г. Твери. Класс пения. ное образование Ново- торжский, Весьегонский, Ржевский, Зубцовский уезды. Земства стремились придать финансовую устойчивость земским школам . Для этого неко­ торые уездные органы местного самоуправления создавали специальные фонды на нужды началь­ ного образования, проценты с которых шли на содержание школ. Новоторжское земское собра­ ние в 1868 г. по предложению В. Н. Линда постановило образовать училищный фонд за счет средств, полученных от уплаты недоимок прежних лет, долгов земству разных лиц, пере­ числений остатков текущего года. Сумма учи­ лищного фонда в Новоторжском уезде в 1876 г. составила 50 тыс. руб. Примеру ново­ торжцев последовали Тверское (1871 г.), Осташ­ ковское (1872 г.), Калязинское (1873 г.), Весь­ егонское (1875 г.) уездные земства. Кроме земства на содержание начальных на­ родных училищ отчисляли средства государ­ ственное казначейство, сельские общества, Ми­ · нистерство народного просвещения, частные ли­ ца. Основные затраты на содержание народных школ всех типов несли уездные земства (73 %) . Второе место оставалось за сельскими общества­ ми - 11 %. Доля участия государства в распро- 30 1868 г. число школ для крестьян С ()Кратилось с 377 до 296. Однако уже с 70-х годов посто­ янное финансирование школ земствами дало свои результаты: в 1880 г. число школ равнялось 381, а к 1890 г. их было 449. Возросло и количество учащихся в школах с 12 тыс. детей в 1868 г. до 46 тыс. детей в 1890 г. Земские школы неравномерно распределялись по уездам. Больше всего школ было в Корчев­ ском, Бежецком , Весьегонском уездах. Самым бедным в этом отношении был Зубцовский уезд. Крайняя неравномерность в распределении зем­ ских школ по уездам связана, конечно, и с раз­ ницей в площади уездов, и с количеством прожи­ вающего в них крестьянского населения. 70-е годы были переломным временем в орга­ низации нового типа зем с кой сельской школы как школы светской. Земс кая школа расширила круг общеобразовательных знаний, старалась избегать исключительно религиозного направле­ ния, решала вопрос укомплектования сельской школы квалифицированными кадрами, улучшала по мере возможности условия труда и быта сельских учителей и . т. д. Земства посчитали необходимым заниматься проблемой кадров для земской школы . В своем

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1