Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты докладе в 1872 г. губернская управа указывала, что «самая трудная задача для земства в деле народного образования - замещать учительские должности способными и подготовленными лю­ дьмю>. С учреждением школы П. П. Максимовича и Новоторжской семинарии положение дел в 70-е годы значительно улучшилось, и в 1878 г. земские школы губернии располагали следующим педагогическим персоналом : из 430 учителей 263, или 61 %, окончили высшие и. средние общеобразовательные, специальные педагогические учебные заведения, духовные семинарии, т. е. имели достаточную подготовку. Для того, чтобы решить проблему хорошо подготовленного «светского учителЯ>>, земства должны были решить вопрос материального обеспечения тех, кого они привлекли к работе. Условия труда и быта сельских учителей были крайне тяжелыми. Весьегонское земство так характеризовало положение учителей: <<Учитель, получая 120 руб. в год, платит за пищу и кварти­ ру 72 руб., остальные 48 руб. тратит на одежду и жизны>. Учителя часто искали дополнительные заработки в различной конторской работе. В до­ кладе губернской управы земскому собранию 1871 г. говорилось о том, что иной учитель вместо того, чтобы учить детей, занимался пере­ пиской у волостного писаря, чтобы добыть к своим 1 О рублям двугривенный или осьмушку для своего семейства. Учителя были самой приниженной частью демократической интелли­ генции. <<Учитель,- писал Б. Б. Веселовский,­ зависит от целого ряда начальства, начиная от сельского старосты и кончая учебной админи­ страцией; он разобщен от своих товарищей по работе, и вообще с его голосом земства счита­ ются немного, а еще меньше с .ним считается учебная администрация>>. Низкий жизненный уровень земских учителей, тяжелые условия труда приводили к текучести педагогических кадров. В конце 70-х годов учителя, прослужившие земству менее трех лет, составляли 56 %, 31 % проработали по шесть лет и только 13 % учителей имели стаж работы более семи лет. Земства Тверской губернии прилагали усилия к увеличению заработной платы учителей. С 1876 г. по 1890 г. заработная плата учителям была увеличена со 180 руб. до 213 руб. Хуже оплачивался труд помощников учителей. Снача­ ла они получали даже меньше, чем до реформы. С середины 70-х годов уездные земства повыша­ ли им оклады, и к 1890 г. помощники учителей получали в среднем по губернии 148 руб. С конца 80-х годов уездные земства установили прибавки за выслугу лет для учительского персонала. Но и эти меры не могли дать должного результата. Важным мероприятием губернского земства в деле заботы об учителях явилось создание эмеритальной (вспомогательной) кассы для улучшения материального положения служащих 31 губернского и уездных земств, куда в 1870 г. бы­ ли приняты и учителя. Тверское земство было первым, учредившим эмеритальную кассу. Со­ гласно уставу участники кассы получали едино­ временные пособия, ежегодные добавочные по­ собия к жалованью, пенсии. Как правило, на учительские должности в земские школы 1ш1а демократически настро­ енная интеллигенция, главным образом разно­ чинная, стремящаяся к просвещению . народа. Земские учителя представляли собой наиболее прогрессивную часть учительства дореволюци­ онной России. С начала 70-х годов в земские школы стала проникать революционная пропаганда. Тверскую губернию народники избрали опорной базой для проверки на практике своих теоретических положений. В этом выборе революционной молодежи сказалось не только географическое положение Тверской губернии, но и то, что тверские земские деятели охотно принимали молодых энтузиастов на работу. Особенно ярко деятельность народников проявилась в Ново­ торжском уезде, где председателем уездной упра­ вы был В. Н. Линд, который много занимался вопросами народного образования и от которого фактически в полной мере зависело назначение учителей. Начальник Тверского губернского жандармского управления (ГЖУ) полковник Яхонтов утверждал, что группа учителей Ново­ торжского уезда, арестованная и обысканная в январе 1870 г. в связи с причастностью к делу С. Г. Нечаева, была принята на работу В. Н. Линдом. Это были выпускники Тверской семинарии Н. Маслов, учитель школы с. Сергеевка и А. Градосельский, учитель школы в с. Премухино, а также учительница земской школы в г. Торжке С. Р. Пластунова. Они пытались вести пропаганду среди крестьян и распространяли брошюры политического со­ держания. Несмотря на то, что В. Н. Линду было известно мнение Тверского ГЖУ о политиче­ ской неблагонадежности Глазухиной, он реко­ мендовал ее Загорской школе как вполне хорошую учительницу, «развитую и образо­ ванную и по своим нравствен1:1ым качествам заслуживающую сочувствия и внимания». В кон­ це 1873 г. В . Н. Линд был подвергнут обыску и домашнему аресту. Признавая, что у него <<Не могло быть ничего общего>> с революционными пропагандистами, местные власти тем не менее считали В. Н. Линда <<загадочной, подозритель­ ной фигурой» , чья деятельность << служила сред­ ством к проведению в обществе, главным обра­ зом в народе, тенденций, клонящихся к подры­ ву существующего порядка>>. Не только В. Н. Линд, но и другие тверские земские деятели поддерживали революционную интеллигенцию. Так, например, председатель училищного совета Тверского уезда А. Б. Врас­ ский отклонил просьбу начальника Тверского

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1