Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факть1 ГЖУ перевести в Тверь учительницу Кункин­ ской школы А. Несмелову ввиду ее политической неблагонадежности. Земские учителя вели активную общественную работу в губернском и уездных земствах. Они готовили материалы для докладов на земских собраниях (а также для ходатайств и записок) о всеобщем обучении, о школьной сети, о школь­ ных зданиях, о библиотеках, о повышении образовательного уровня учительского персона­ ла, о его материальном и правовом положении. Благодаря усилиям прогрессивной части зем­ ских учителей и земских гласных в 70-е годы для чтения стали употребляться руководства К. Д. Ушинского <<Родное слово>> и <<детский мир>>, «Азбука» Л. Н. Толстого, <<В школе и дома>> И. Ф. Бунакова и др. Много внимания уделяло Тверское земство обеспечению школ учебниками и учебными пособиями. Положение с учебными пособиями было бедственное. Одни земства поручали снаб­ жение школ учебными пособиями · членам учи­ лищного совета, другие - попечителям школ, третьи - управам. Член Бежецкого училищного совета докладывал в 1869 г. губернскому собра­ нию, что учебных пособий почти нигде нет. В 1875 г. губернская управа отмечала недоста­ точную заботу уездных земств по вопросу о снабжении школ учебными пособиями. Так, в начале 70-х годов Весьегонское и Осташков­ ское уездные земства выделяли на учебники около 150 руб., Зубцовское земство ассигновало на одну школу по 4 руб., Вышневолоцкое - по 20 руб. Постепенно закупка учебных пособий сосре­ доточивалась в руках уездных управ. Еще в 1872 г. был выдвинут вопрос о закупках пособий посредством губернской управы и реше­ но открыть склад книг и учебных пособий. Такой первый губернский склад книг в России в 1877 г. был открыт в Твери. Из склада продавались преимущественно учебники и Еван­ гелие, глобусы, карты. К 90-м годам дело снабжения пособиями значительно улучшилось. Все уездные земства выписывали учебные посо­ бия через склад губернского земства. В 1890 г. затраты на учебные пособия составля­ ли в Новоторжском земстве 2300 руб., Бе­ жецком, Весьегонском, Тверском - по 2000 руб., Калязинском - 1600 руб., Кашинском - 1500 руб. , Вышневолоцком, Корчевском, Осташ­ ковском - 1200 руб., Ржевском - 1000 руб., Зубцовском - 400 руб. и Старицком - 100 руб. Значительной проблемой земской школы было строительство школьных зданий. Практика пер­ вых лет земской деятельности показала, что уездные земства фактически не помогали в этом сельским обществам. Самим же крестьянам сооружение школьных зданий было не под силу. В 1875 г. губернская управа докладывала, что помещения большинства школ находились в са­ мом плачевном состоянии. В очередную сессию 32 1877 г. губернское собрание постановило выда­ вать взаимообразно уездам до 2000 руб. на училище, однако постоянной выдачи ссуд, как в Московской губернии, Тверское губернское земство так и не ввело. Всего с 1876 г. по 1890 г . с использованием пособий и ссуд губернского и уездного земств были построены 74 земские сельские школы. Больше всего таких школ было построено в Новоторжском и Каля­ зинском уездах (32 и 21 соответственно). Важным шагом в подготовке земских учителей могло стать специальное учебное заведение, готовящее учителей для школ. Организацией такого заведения занялось губернское земство. В 1870 г. в Твери была открыта земская женская учительская семинария. Содержалась она первое время на средства основателя ее П. П. Максимо­ вича. С 1871 г. земство начало выдавать постоянные субсидии школе: в 1871 г. было выдано 1000 руб., в 1872 г.- 2000 руб., в 1873 г.- 3000 руб., а начиная с 1877 г.- еже­ годно по 7000 руб. В семинарии был установлен трехгодичный срок обучения. Программа общеобразовательной и специальной подготовки была крайне ограни­ ченной и включала такие предметы, как закон божий, русский язык, церковнославянское чте­ ние, краткий очерк русской истории, краткий очерк всеобщей географии, арифметика, практи­ ческая методика, обучение чтению и письму с главными основами педагогики. Постепен­ но П. П. Максимович сам расширял программу и продлевал срок обучения. Например, такой предмет, как литература, не упомянутый в учеб­ ном плане, изучался в связи с занятиями по русскому языку и в системе внеклассных занятий. Преподаватели постоянно обращали внимание на устное изложение, так как считали, что настоящими учительницами могут быть только те из них, кто умеет ясно, просто и правильно выражать свои мысли. Уже в 1874 г. П. П. Максимович предложил увеличить срок обучения до пяти лет, дополнив приготовительный класс и четвертый - практи­ ческий. Собрание одобрило это предложение, и с 1875-1876 учебного года школа перешла на пятилетний срок обучения. Увеличивался педа­ гогический состав семинарии. В 1872 г. нашлась возможность пригласить для преподавания педа­ гогики в школе известного педагога, бывшего директора Тверской классической гимна­ зии Н. Н. Робера, а в 1874 г.- начальницу семинарии Н. П. Дьяконову, уже проявившую свои педагогические способности в ведении очень хорошей школы в Петербурге. П. П. Мак­ симович писал о них в своей записке тверскому губернатору в 1877 г., что <<увидев, сколько таланта, знания, опыта, трудолюбия, любви к своему делу и заботы об ученицах своих внесли в школу эти две личности, я убедился, что школа получила прочное начало и имеет светлое будущее>>.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1