Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты Если Тверская губернская земская управа и земское собрание проявляли большую заботу о школе, которая в дальнейшем (с 1882 г.) стала официально именоваться женской учительской школой губернского земства им. П. П. Максимо­ вича, то местные представители Министерства народного просвещения во главе с директором народных училищ Н. Д. Маловым весьма агрессивно были настроены по отношению к этому довольно самостоятельному в своей деятельности учебному заведению. Так, Малов писал донесения начальству <<О вредном направ­ лении, господствующем в школе>>. После ряда обследований семинарии, проведенных по указа­ нию попечителя учебного ·округа, было предъ­ явлено несколько обвинений в том, что: без разрешения продлен срок обучения с трех до пяти лет, введено преподавание физики и есте­ ственной истории, расширено преподавание рус­ ского языка, истории, географии и педагогики, нарушено категорическое требование <<ввести преподавание по руководствам, одобренным учебным начальством и духовным ведомством по принадлежностю> . Школе было предложено «возврат·иться к первоначальному уставу и про­ грамме преподавания». Тверскому губернато­ ру А. Н. Сомову, не согласившемуся с мнени­ ем Н. Д. Малова, было сделано замечание от высшего начальства и предложено <<принять меры к устранению влияния земства на частную школу Максимовича>>. По указу попечителя учебного округа школа стала подчиняться особому лицу, имевшему право отменить любое постановление педагоги­ ческого совета, но важно, что она продолжала существовать, готовить кадры, и в этом большая заслуга земства. Всего за 1872-1882 гг . Тверское губернское земство затратило на школу 113.976 руб., за это время окончило курс 116 воспитанниц. Из окончивших 92 работали учительницами Твер­ ской губернии. Губернское и Новоторжское уездные земства имели столкновение с Министерством просвеще­ ния и по вопросу Новоторжской женской школы. На предложение попечителя учебного округа отдать Новоторжскую школу в ведение министер­ ства либерально настроенные гласные, состав­ лявшие большинство в этом уездном собрании, ответили отказом. Тем не менее губернское собрание 1875 г. под давлением правитель­ ственных органов приняло решение о передаче школы Министерству народного просвещения. С целью повышения квалификации учитель­ ских кадров губернские и уездные земства с начала 70-х годов стали устраивать летние учительские курсы или <<Педагогические съезды>>. В Тверской губернии впервые курсы были проведены еще в 1869 г. в Тверском уезде, затем в 1872 г. в Твери, Весьегонске, Калязине, Осташкове и Торжке, в 1873 г.- в Осташкове, Торжке, в 1874 г.- в Вышнем Волочке и Каля­ зине. 3- 1722 33 Правительство и губернская администрация весьма настороженно отнеслись к самой идее организации учительских курсов и постоянно стесняли их проведение. Курсы находились под неослабным наблюдением инспектора народных училищ, их учебные программы утверждались попечителем тверского учебного округа и гу­ бернатором. Боясь проникновения на педагоги­ ческие курсы прогрессивных веяний, правитель­ ство в 1875 г. издало специальные правила для этих курсов, которые создавали преграду всякой творческой педагогической мысли, строго регла­ ментировали содержание занятий и всю работу курсов. Последовавшее в конце 70-х - начале 80-х _ годов новое оживление революционного движения в стране вынудило царское правитель­ ство отменить запрещение земствам созывать съезды учителей. Учительские съезды 80-х годов характеризо­ вались высокой активностью их участников, тщательной подготовкой к ним , усилением коллегиальности в работе. Для того, чтобы участники съездов могли своевременно к ним подготовиться , земства за несколько месяцев до их открытия знакомили учителей с программой предстоящих занятий, распределяли между ни­ ми темы докладов и рефератов. Например, учителя Весьегонского уезда представили к от­ крытию съезда сорок рефератов, из них пятнад­ цать рефератов бьmи посвящены разработке содержания и методики наглядного обучения, шесть - объяснительному чтению, в нескольких рефератах освещался вопрос о воспитательном значении школы и т. д. Успешной работе съездов способствовали организованность, четкая работа комиссий, строгая регламентация съездовских занятий, обеспечение для съехавшихся учителей должных бытовых условий. Интересным в этом отношении был съезд учительниц-семинарок в Твери, состоявшийся в 1883 г. под руководством педагога и энтузиаста }fародного просвещения, внесшего немалый вклад в развитие народной школы и педагогиче­ ской мысли последних трех десятилетий XIX в., Д. И. Тихомирова. Тщательно подготовленный, он явился в своем роде первыNt'i' и последним в дореволюционной России. На съезд съехались из разных концов страны 96 бывших воспи­ танниц земской учительской школы П. П. Мак- · симовича выпусков 1874- 1883 гг. Съезд обсудил за одиннадцать дней своей работы двадцать два вопроса, подвел итоги деятельности народной школы за последние двадцать лет, вскрыл недостатки в подготовке учительских кадров, предложил пути их устране­ ния и дальнейшего улучшения народного образо­ вания. Высокой была активность участников съезда. С докладами и содокладами выступило сорок семь человек. По некоторым вопросам (о мето­ дах первоначального обучения, содержании классного чте ния для каждо го года обучения

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1