Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты в народной школе, отношении народа к школе и воспитательном влиянии последней на детей) с содокладами выступало по пять-семь человек. Съезд дал высокую оценку работы земской школы. Убедительными примерами и фактами были опровергнуты утверждения духовенства о том, что якобы земская школа преследует ложно реалистические цели и дает учащимся знания, <<непригодные для жизню> . Сотни фак­ тов, говорилось в отчете, подтвержда~от, что . народная школа <<будит, развивает и укрепляет духовные силы и потребность к дальнейшему умственному и нравственному развитию и, следовательно, выполняет свою задачу>>. <<В на­ стоящее время,- отмечалось в отчете,- кресть­ яне записывают в школу не только мальчиков, но и девочек. Дети любят земскую школу и охотно в ней учатся». Учительские курсы сыграли значительную роль в повышении общеобразовательной и педа­ гогической подгьтовки сельских учителей и в ста­ новлении самой педагогики начального обуче­ ния. Другим важным фактором повышения квали­ фикации педагогических кадров было создание учебно-педагогических библиотек. Еще в 1872 г. губернское земство обсуждало проект учреждения учительских педагогических библио­ тек, предложенный П. П. Максимовичем, в кото­ ром говорилось, что в каждом уезде дожна быть библиотека лучших педагогических сочинений. К 1890 г. учебно-педагогические библиотеки действовали при губернском и семи уездных земствах (Старицком, Калязинском, Бежецком, Весьегонском, Вышневолоцком, Новоторжском, Тверском). В 1880 г. графа Д. А. Толстого на посту министра народного просвещения сменил А. А. Сабуров, а директором народных училищ в Твер­ ской губернии был назначен вместо Малова зубцовский гласный А. М. Безобразов. В письме к председателю Тверской губернской земской управы новый министр выразил желание <<Побли­ же познакомиться с постановкой народных школ и с нуждами их в Тверской губернию>. В начале 1880 г. губернская управа представи­ ла министру народного просвещения А. А. Сабу­ рову записку «О нуждах народного образования в Тверской губернии», в которой подводились итоги пятнадцатилетней деятельности земств в народном образовании. Указав на заботу земства о распространении образования в наро­ де, управа обращала внимание на <<разлад между инспекцией и обществом» в том, что она (инспекция.- Н. Н.) была занята почти исклю­ чительно полицейскими обязанностями, высле­ живанием политической неблагонадежности уч­ редителей, учителей и учащихся. Деятели Тверского губернского земства выра­ жали надежду на то, что министерство «не станет ограничивать круг земских обязанностей исключительно хозяйственными интересамю>. 34 Конкретно пожелания земства сводились к рас­ ширению программы начальных училищ, предо­ ставлению земству права открывать училища высшего разряда, общественным учреждениям и частным лицам открывать воскресные школы, вечерние классы и библиотеки при школах, усилению представительства земства в учи­ лищных советах, предоставлению земству права созывать учительские семинары, избирать по­ четных попечителей в средние учебные заведе­ ния с правом голоса в педагогических советах. При встрече с министром 3 октября 1880 г. к вышеперечисленным были присоединены поже­ лания о предоставлении самостоятельности шко­ лам грамоты, об отмене цензуры для школьных библиотек, об участии земства в назначении директоров и инспекторов народных училищ, об отмене стесняющих деятельность земства мини­ стерских циркуляров. Так, гласные Тверского губернского собрания, известные своим либеральным образом мысли, выразили пожелания многих прогрессивных общественных деятелей в деле улучшения на­ родного образования. Министр признал, что для осуществления этих заявлений необходимы лишь добрые отношения между земством и министерством. В деятельности земства в области народного образования в 80-х годах важное место занял вопрос об отношении земства к церковноприход­ ским школам и школам грамотности . В 80-е годы распространились слухи о намере­ нии правительства преобразовать все земские школы в церковноприходские, и они не могли не волновать земских гласных. В связи с этим вопросом на губернском собрании возникли горячие прения. Представитель консервативного дворянства бежецкий гласный А. Н. Татищев . горячо отстаивал эти школы, считая их ближе к народу. Среди либерального крыла не было · единого мнения. Е. В. Де-Роберти, П. П. Макси- мович, М. И. Петрункевич были против субсиди­ рования церковноприходских школ ввиду устра­ нения земства <<ОТ участия в ведении дела». П. А. Корсаков, А. А. Бакунин, Ф. И. Родичев предлагали оказывать материальную поддержку только функционирующим школам этого типа. Большинство собрания согласилось с последним мнением. Церковноприходские школы, благода­ ря поддержке правительства, распространялись быстрее, чем земские. Если в 1886-1887 учеб­ ном году было 111 церковноприходских школ, то в 1890-1891 их насчитывалось 192. И все же к 1890 г. :земских школ было в 2,3 раза больше и в них обучалось в восемь раз больше учащихся, чем в церковноприходских. Из уездных земств на путь субсидирования церковноприходских школ стали Осташковское, Бежецкое, Новоторж­ ское, Весьегонское и Кашинское. В 1882 г. школы грамотности получили право на законное существование. Тверские земцы поддерживали их, считая, что они дают народу

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1