Тверская старина. № 1-2 1994 г.
Исследования. Факты <<Сельскохозяйственные обзоры Тверской гу бернии» . Большое внимание земская статистика уделя ла исследованиям в системе просвещения. В 1886 г. губернская управа совместно с ди рекцией школьных училищ решила разослать по школам один общий опросный лист. С этого года обзоры по народному образованию, представляе мые губернской управой губернскому собранию, стали включать цифровые данные о числе учащихся, выдержавших экзамен, составе учите лей, церковноприходских школах, школах гра мотности, расходах земства на народное образо вание. Так было положено начало организо ванной текущей статистике просвещения, кото рая значительно помогла продвинуть вперед вопрос о всеобщем обучении. В 1887 г. М. В. Девелем было проведено подробное обследование школ грамотности, по служившее материалом для напечатанного в до кладе управы очерка «Школы грамотности в Тверской губернии». В 1890 г. Ф. Ф. Ольденбургом - основопо ложником земской школьной статистики - была составлена по данным дирекции и отчетов управ работа << Учительский персонал начальных училищ Тверской губернию>. В 1887 г. Ф. Ф. Оль денбург после окончания Петербургского уни верситета и двух лет работы преподавателем педагогики и психологии в одной из женских гимназий в Петербурге приехал в Тверь и стал работать педагогом-руководителем Тверской женской учительской школы имени П. П. Макси мовича. Он изучал постановку обучения в шко лах Тверской губернии, выезжал в Англию и Германию для изучения учебно-воспиtательно го дела. Благодаря усилиям Ф. Ф. Ольденбурга школа П. П. Максимовича непрерывно совер шенствовалась и заслуженно пользовалась боль шой популярностью среди педагогов и земских деятелей . В 1892 г. в губернии было учреждено справочно-педагогическое бюро, первое в Рос сии. Положительной стороной земской статистики Тверской губернии является то, что в своих программах под_ворных переписей она обеспечи ла возможность тщательного изучения крестьян ского двора, отхожих промыслов. Первичные данные собирались квалифицированными специ алистами-статистиками, которые работали доб росовестно, с желанием. Значение материалов подворных переписей и текущей статистики Тверского статистическо го бюро, не сбрасывая со счетов ошибок, трудно переоценить. Земская статистика Тверской гу бернии и сейчас дает для исследователей богатый материал для изучения социально экономических процессов, происходивших в рус ской деревне во второй половине XIX века . Процесс развития страны в пореформенные годы отразился на характере и направлениях 39 практической деятельности земства . Рассмот ренный нами фактический материал свидетель ствует о том, что первые два десятилетия отмечены большой активностью земств. В эти годы земства Тверской губернии решали вопро сы содействия <<экономическому благосостоя нию» посредством организации различных арте лей и ссудо-сберегательных товариществ, выдачи крестьянам ссуд на покупку земли, распростра нения плугов, сортовых семян с помощью сельскохозяйственных складов, продовольствен ной помощи населению. Для Тверской губернии характерен был отход крестьян из деревни на заводы и фабрики Твери, Петербурга, Москвы и · т. д., что ограничивало в рабочей силе помещичье хозяйство. В органи зации экономической помощи деревне земцам виделась альтернатива отходничеству. Именно поэтому тверские земские деятели первыми активно берутся за организацию арте лей и ссуда-сберегательных товариществ. Пыта ясь хоть как-то помочь крестьянам решить проблему малоземелья, Тверское губернское земство встает на путь выдачи крестьянам ссуд на покупку земли. По величине сумм Тверское земство опережало все другие земства , зани мавшиеся этой деятельностью. Определенного успеха добилось Тверское земство в развитии земской медицины. К концу 80-х годов в губернии существовали 32 земские больницы, причем они были открыты не только в уездных городах, но и в селах, где до земства медицинская помощь вообще отсутствовала. Самоотверженным трудом земских врачей созда валась и ширилась сеть амбулаторий, врачебных пунктов. Результатом деятельности Тверского земства . в области народного образования явилось за метное возрастание числа земских начальных сельских школ, учащихся, учительского персона ла. В организацию народного образования вносятся качественно новые черты: попытка создать материальную базу школ, введение новых, современных методов обучения, расшире ние светского характера образования , подго товка и повышение квалификации кадров. Все эти признаки отличали земскую школу от дореформенной. В заслугу Тверскому земству можно поставить поиски форм работы по повышению профессио нального уровня учителей земских школ. Основ ной формой работы в этом плане стали курсы для учителей земских школ, которые были единственным местом общения учителей, обмена мнениями и опытом. Полезной была работа земства в области статистических исследований по изучению при родных богатств губернии, ее экономики, по подворному обследованию крестьянского хозяй ства. В 1871 г. Тверское земство первым организовало статистическое бюро, которым более 22 лет руководил известный экономист,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1