Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты <<Сельскохозяйственные обзоры Тверской гу­ бернии» . Большое внимание земская статистика уделя­ ла исследованиям в системе просвещения. В 1886 г. губернская управа совместно с ди­ рекцией школьных училищ решила разослать по школам один общий опросный лист. С этого года обзоры по народному образованию, представляе­ мые губернской управой губернскому собранию, стали включать цифровые данные о числе учащихся, выдержавших экзамен, составе учите­ лей, церковноприходских школах, школах гра­ мотности, расходах земства на народное образо­ вание. Так было положено начало организо­ ванной текущей статистике просвещения, кото­ рая значительно помогла продвинуть вперед вопрос о всеобщем обучении. В 1887 г. М. В. Девелем было проведено подробное обследование школ грамотности, по­ служившее материалом для напечатанного в до­ кладе управы очерка «Школы грамотности в Тверской губернии». В 1890 г. Ф. Ф. Ольденбургом - основопо­ ложником земской школьной статистики - была составлена по данным дирекции и отчетов управ работа << Учительский персонал начальных училищ Тверской губернию>. В 1887 г. Ф. Ф. Оль­ денбург после окончания Петербургского уни­ верситета и двух лет работы преподавателем педагогики и психологии в одной из женских гимназий в Петербурге приехал в Тверь и стал работать педагогом-руководителем Тверской женской учительской школы имени П. П. Макси­ мовича. Он изучал постановку обучения в шко­ лах Тверской губернии, выезжал в Англию и Германию для изучения учебно-воспиtательно­ го дела. Благодаря усилиям Ф. Ф. Ольденбурга школа П. П. Максимовича непрерывно совер­ шенствовалась и заслуженно пользовалась боль­ шой популярностью среди педагогов и земских деятелей . В 1892 г. в губернии было учреждено справочно-педагогическое бюро, первое в Рос ­ сии. Положительной стороной земской статистики Тверской губернии является то, что в своих программах под_ворных переписей она обеспечи­ ла возможность тщательного изучения крестьян­ ского двора, отхожих промыслов. Первичные данные собирались квалифицированными специ­ алистами-статистиками, которые работали доб­ росовестно, с желанием. Значение материалов подворных переписей и текущей статистики Тверского статистическо­ го бюро, не сбрасывая со счетов ошибок, трудно переоценить. Земская статистика Тверской гу­ бернии и сейчас дает для исследователей богатый материал для изучения социально­ экономических процессов, происходивших в рус­ ской деревне во второй половине XIX века . Процесс развития страны в пореформенные годы отразился на характере и направлениях 39 практической деятельности земства . Рассмот­ ренный нами фактический материал свидетель­ ствует о том, что первые два десятилетия отмечены большой активностью земств. В эти годы земства Тверской губернии решали вопро­ сы содействия <<экономическому благосостоя­ нию» посредством организации различных арте­ лей и ссудо-сберегательных товариществ, выдачи крестьянам ссуд на покупку земли, распростра­ нения плугов, сортовых семян с помощью сельскохозяйственных складов, продовольствен­ ной помощи населению. Для Тверской губернии характерен был отход крестьян из деревни на заводы и фабрики Твери, Петербурга, Москвы и · т. д., что ограничивало в рабочей силе помещичье хозяйство. В органи­ зации экономической помощи деревне земцам виделась альтернатива отходничеству. Именно поэтому тверские земские деятели первыми активно берутся за организацию арте­ лей и ссуда-сберегательных товариществ. Пыта­ ясь хоть как-то помочь крестьянам решить проблему малоземелья, Тверское губернское земство встает на путь выдачи крестьянам ссуд на покупку земли. По величине сумм Тверское земство опережало все другие земства , зани­ мавшиеся этой деятельностью. Определенного успеха добилось Тверское земство в развитии земской медицины. К концу 80-х годов в губернии существовали 32 земские больницы, причем они были открыты не только в уездных городах, но и в селах, где до земства медицинская помощь вообще отсутствовала. Самоотверженным трудом земских врачей созда­ валась и ширилась сеть амбулаторий, врачебных пунктов. Результатом деятельности Тверского земства . в области народного образования явилось за­ метное возрастание числа земских начальных сельских школ, учащихся, учительского персона­ ла. В организацию народного образования вносятся качественно новые черты: попытка создать материальную базу школ, введение новых, современных методов обучения, расшире­ ние светского характера образования , подго­ товка и повышение квалификации кадров. Все эти признаки отличали земскую школу от дореформенной. В заслугу Тверскому земству можно поставить поиски форм работы по повышению профессио­ нального уровня учителей земских школ. Основ­ ной формой работы в этом плане стали курсы для учителей земских школ, которые были единственным местом общения учителей, обмена мнениями и опытом. Полезной была работа земства в области статистических исследований по изучению при­ родных богатств губернии, ее экономики, по подворному обследованию крестьянского хозяй­ ства. В 1871 г. Тверское земство первым организовало статистическое бюро, которым более 22 лет руководил известный экономист,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1