Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты в 1290 г., и освящен 8 ноября, в день тезоименитства великого кн. Михаила Ярославича. Луч­ шие иконописцы, передают современники, расписали и украсили новый храм стенною живо=­ писью. При епископе Феодоре 11 (1342-1360) сделаны были в соборе медные двери, а на соборе вызолоченный крест. Пол в храме тогда был сделан наподобие мраморного. Но особенно богато украшен был собор при в . кн. Михаиле Александровиче, который отличался, как известно, благочестием и ревностью к устроению храмов Божиих, и сам под конец жизни сделался иноком. Верх собора бьт позлащен, а стены и окна украшены высеченными из камня украшениями. Собор был убелен, т. е. выкрашен белой краской. Тогда же, вместо деревянной, заложена была каменная колокольня. Какой наружный вид имел первоначальны11 каменный храм, указывает с большою вероятностью сохранившаяся одна из древнейших в нынешнем соборе икон - св. благовернаго князя Михаила и матери его благоверной княгини Ксении, в инокинях Марии. Между двумя ликами на этой иконе написан старый собор, вместе с некоторыми окружающими его зданиями, церквами и княжеским дворцом. Святые держат собор на руках. Самый собор изображен на иконе о семи главах; изображена на иконе и крепость, и городские ворота - деревянные. Трое крепостных ворот - Владимирские, Волжские и Тьмацкие - помещены на одной линии, одни Благовещенские - позади, на своем месте, так что перспектива художником не соблюдена. Все строения на иконе можно принять за каменные, на самом же деле они были деревянные. Вот доказательство: только в 13Ь~ г., во время войны с Москвою, . <<град Тверь срубили древянъ и глиною помазали»,- говорит летописец. Несмотря на это, справедлива будет и догадка г. Борзаковского, что кремль в Твери был и раньше 1 • Так создался в первоначальном своем виде наш собор, главная святыня Твери, по имени которой и сама Тверь называлась <<домомъ св. Спаса>> 2 ; такова была и первая его обстановка. · Святитель Симеон похоронен первым в новом соборе в 1289 г., за ним следовал здесь на вечный покой, погибший в Орде в 1319 г., в. к. Михаил Ярославич, похороненный «посторонь преподобнаго епископа Симеона>>. Таким образом соединились и здесь на вечном покое оба основателя нашего собора, епископ и князь, дружно ведшие это святое дело при жизни, оба знаменитые деятели своего времени. Святые мощи вел. князя Михаила Ярославича, драгоценнейшая святыня собора, в первый раз были вынуты из земли около 1411 г. и поставлены для чествования и поклонения в храм; но потом, по случаю одного из пожаров, опустошивших Тверь, при епископе Акакии, во времена Иоанна Грозного,­ опять опущены в землю, из предосторожности в двойном гробе - деревянном и каменном, в котором и почивали до 1635 г., и только тогда, с соизволения Михаила Феодоровича, поставлены вновь открыто, 2 ноября этого года. В бедственные времена самозванцев и литовского разорения Тверь и самый соборный храм потерпели очень много. Известно, что поляки в это время под начальством полковника Керпосицкого завладели Тверью и засели здесь почти на три года, пока их не выгнал отсюда Михаил Скопин­ Шуйский, после своей победы, одержанной под Калязиным монастырем. Известно далее, что почти все церкви в Твери, за исключением Белой Троицы за Тьмакой, и самый собор поляками были или сожжены, или разграблены. Временно соборным храмом служил тогда Троицкий Затьмацкий храм, как более других уцелевший от опустошения. Сам архипастырь Тверской Феоктист, сначала отразивший изменников и врагов отечества (на месте нынешней площади, перед женской гимназией и почтамтом, и на соседней улице к Волге, где находятся дома Юргенсона и В. А. Плетнева), был потом схвачен и .отослан в стан тушинского вора, где вскоре и был убит. После всех опустошений и разграблений,' построенный в. кн. Михаилом Ярославичем соборный храм пришел в такую ветхость, что грозJ,fл падением. Тогда, в 1633 году, снисходя на просьбы архиепископа Тверского Евфимия 11-го, вновь избранный первый царь из новой династии Михаил Феодорович прислал на построение нового собора значительную сумму денег. При этом пособии св. Евфимий построил новый собор, тоже во имя Преображения Господня, и освятил его в 1635 г. Но этот второй (каменный) по времени храм существовал не так долго, как первый, простоявший 350 лет. Поспешность ли постройки (храм строился не более двух лет), или новый пожар, бывший в 1661 г., причинивший вред и самому собору, окруженному деревянными постройками, бывшими в пламени,- или другие какие нашлись причины,­ только новый соборный храм потребовал вскоре не исправления, а немедленной перестройки. Его разобрали до основания и на его месте,- это было уже при преосвященном Сергии,- бьт построен нынешний (третий каменный) собор между 1689 и 1696 г. Из писцовой книги г. Твери 1625-1626 г.г., составленной Нарбековым, мы узнаем, что в старом (первом) соборном храме местными иконами были : Рожде~тва !Jрес,вятыя Богородицы, св. J{икола>я чудотворца и Пречистой Богородицы Одигитрии. В настоящее время их более нет - местные иконы в соборе теперь другие. Царские двери бьти, как в Успенском Московском соборе, с сенью. Теперь такой сени тоже нет. Среди собора висело медное <<немецкое>> паникадило в 30 свечей с <<блюдцамю>, а к нему было привешено снизу деревянное золоченое яблоко, над ним шелковая червчатая кисть. И паникадило ныне другое. Такие украшения, как яблоко или яйцо, как известно, были в большом · употреблении в древней Руси, что можно видеть и из сохраняющихся подобных вещ~ в Тверском музее. Описание этого собора сделано в писцовой книге 1625-1626 г. весьма подробно, тогда как в другой писцовой книге Твери, составленной писцом Шишковым в 1685-1686 г., о соборном храме 4- 1722 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1