Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты находится всего шесть строк. В первом тябле (ярусе) иконостаса собора, передает названная писцовая книга, написаны были Деисус (т. е. изображение Спасителя, с предстоящими - Божиею Матерью и Иоанном Крестителем) и 11 других икон, во втором - 12 праздников, в третьем - 1 О икон пророков. Первый и второй ярусы икон снизу были и тогда обложены серебром. Одно тябло от другого отделялось узкою перегородкою, как это мы видим и в нынешнем соборе и в других древних церквах, например - в Троицком соборе у св. Сергия. В числе книг, принадлежавших собору, поименованы в писцовой книге, между прочими: 33 книги месячных миней (следовательно, полного экземпляра их у нас не было; сохранились полные минеи только всего в двух экземплярах: в Новгородском и Успен­ ском Московском соборах), Маргарит, Иоанн Лествичник и другие богослужебные книги. В описании ризницы обращают на себя внимание вещи, принадлежавшие епископу Арсению, во святых почивающе­ му в Желтиковом монастыре, и архиеп. Пафнутию. От последнего сохранялись в соборе две се­ ребряных золоченых чарки , оловянные лохань и рукомойник. В числе других предметов упоминаются еще три ставленнических свитка, пис анные на опойке (т. е. на пергаменте). Вообще для человека, знающего цену таким, по-видимому, мелочным подробностям, писцовая книга Нарбекова содержит много интересного. Архиепископ Сергий ( 1682-1703), основатель нынешнего собора, существующего, как сказано уже, 200 лет, был уроженец г. Осташкова, из рода Валтаховых. В 1682 г. он был посвящен на архиепископскую кафедру из архимандритов Борисоглебского Новоторжского монастыря патриархом Иоакимом. В этом же году он был в Москве на посвящении Митрофана епископом Воронежским, святителя, прославленного в наше время нетлением и чудесами и причисленного в 1832 г . к лику святых. Время построения этого третьего (каменного) собора полагают между 1689-1696 г., т. е . в начале царствования Петра Великого, потому что с 1 октября 1689 г. начинается уже его единодержавие. План для собора преосвященный взял с большого Московского Успенского собора и выстроил собор на свое собственное иждивение из белого старицкого камня. Только своды в храме для вящей легкости сведены из кирпича. Столпы, поддерживающие их, вышли, впрочем, массивные и толще, чем в Успенском соборе. Длина храма внутри стен с алтарем 13½ сажен, ширина в 10 1 / 2 са­ жен, а в вышину до свода он имеет 10 сажен (в Успенском соборе еще выше) 3 • Храм пятиглавый, с тремя входами, как обыкновенно у нас строят,- с западной, южной и северной сторон. С западной стороны вход не оканчивался папертью, и нынешнее соборное крыльцо, как каждый может заметить, ·новейшей пристройки (1848 г.). Алтарь храма устроен так же, как и алтарь Успенского собора: он в вышину ниже самого храма. Как внутри, так и снаружи, алтарь имеет, как в Успенском соборе, пять . отделов. Общий план храма, или так называемый окладь его, есть прямоугольник, как употребительней­ :.'ша~ в церкви форма, узаконенная и постановлениями св. апостол. В среднем отделе алтаря главный ' nt*-'Qтoл во имя Преображения Господня, по правую сторону - вновь поставленный придел во имя i~№,}iёния Прее~.птьr~ Девы, в память бы вшей малой церкви близ собора с этим именем, по левую же ,:Ф.;Q'рону - riридед.·. во имя св.благ.ве л.кн. Михаила, уничтоженный впоследствии, когда устроена ;р:~'ii'йца : Можitd_ доrадываться, что придел во имя Введения должен напоминать 21 ноября, день, когда ;(>½;i~: утв~ржден nриговор о смерти благ.кн. Михаила, убитого 22 ноября (1319). По всей окружцости . и вместе·:по глailliм 47 окi,>н (впоследствии преосвященный Платон прибавил 4 окна). Окна сделаны щире, 1;1ем >в Ycniнi:кol\1" соборе,-'- там они бьrли в прежнее время узкие и длинные. Пол по всему собору :~УI'УН,_f;IЫЙ, ·оставiоийся и до _ с-их ПОР, ---: в прежнем соборе бьш сделан ИЗ к_амня. Внутреннее украшение . "CO.Q<?.pa было вели-колепн·о с самого начала. Иконостас его соста"влен на 10 саж. выши.ны ИЗ пяти ярJ,~рв, в которьrх помещены иконы б()льшого размера: в самом верхнем ярусе св. праотцы, во втором под·. ': iiими :- пророки Божии, ниже еще ---: св. апо_столы. Первые обращены ликами своими, . с правQй и левой стороны, к Го·споду Саваофу, вторые - к Божией Матери, третьи - к Иисусу Хр исту. В есь иконостас, за исключением нижнего яруса, . сохранился вполне до сих пор . Во всех пяти ярус.ах все иконьi об:ло)l<.ены по оплечьям и краям; как и в Успенском соборе, золоченым серебро·м, на· в сякой иконе золоченый венец. Ярусьr отделяютс"я один ОТ другого резными золоче-ны:Ми поясами\ . Устроив новый кафедральный · :храм, с1;1ятитель · Сергий 18 мая 1696 г. сам " освятил его. Сохранились до сих пор в соборе печатный антиминс, освященный святителем Сергием в 1687 г., крест напрестольный ; 1695 г. и водосвятн_ая серебряная чаша; с,целанная по его указанию и благословению. Храмо~датель скончался на покой в Отрочь монастыре, но похоронен · во вновь пострренном им Тверском соборе, у алтарной .стены, против архиерейского места, в 1703 г~ . · Отметим далее несколько фактов; - касающихся внещних изменений и · дополнений в устроении и ,ук.ращении собора, чтобы .тtучuщ отличить вtrоследстви",. что в нем древнего и что в нем новейшего пр6.ис, (о)t<дения. Строго говоря, такие факты; ОДИНОtfНЪiе, 'случайные, не связан.ные между собою вну1-рейiiей свя~ыо, Не могут составлять главного содержания истории соб9ра, как мы ее понимаем, но они~ ~n_d;91едст.в,l<iи могут получить настоящее свое значение. Теперь же ОНИ буду'т не более; как сырой, .· нeo6j,~б-~;j;aнiй;1fr.- исторический ·материал. · . . ::;_/ J1pиi ар,х.цеиископе М-итрофане (Слотвинском 1739-1752), известном основателе Тверско/1 цуk6~н0.й: :сеМинарии5, во время пожара 1736 г. обгорелая соборная колокольня бьша разломана ДО · Ьсiф~а'ни:я, и iш месте прежней бьша заложена новая, которая существует и до сих пор, почти в . том 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1