Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты имени первой супруги И. Грозного. Колокол в 500 пудов слит мастером Иваном Моториным. На нем выл·иты херувимы и государственный герб с инициалами Петра В. Этот колокол не имеет ушей. Говорят, что в пожаре 1736 г. он упал и отшиб себе уши. Колокол в 161 пуд, под названием черный, работы мастера Григорьева, слит · при царе Алексее Михайловиче. В здании колокольни помещается ныне часть библиотеки Тверской духовной семинарии. Особенно ' важны в ней книги, поступившие в 1743 г., по завещанию, из библиотеки архиепи.скопа Феофилакта Лопатинского, в числе 941 . В числе их находятся рукописи, имеющие отношение к истории раскола первой четверти XVIII в.: 1) Керженские ответы А. Денисова, 2) Розыск, 3) О сложении перстов Питирима (неизвестное доселе сочинение), 4) Обличение раскольнической неправды; или такие, как, напр., Житие преподобного Евфросина, Перевод огласительных наставлений Кирилла Иерусалимского, и т. п. (См. ста­ тью Д. Скворцова в Тверских Епарх. Ведом. 1891 г. №№ 4, 5, 6: Замечательные рукописи архиепископа Феофи­ лакта Лопатинского в Тверской семинарской библиотеке). 7 Нынешние часы на соборной колокольне новые. Они устроены в Москве в 1850 г. Цена их 2700 рублей. в Киеве, и у Троицы-Сергия тоже находишься под обаянием местной святыни, под влиянием далекого исторического прошлого, под влияни1::м невидимых, невеще­ ственных богатств этих св. мест. Эти богатства скрываются не только в окружаю­ щем нас, но и в нас самих. Одна близость к стародавней святыне возбуждает в нас иное настроение. Религиозные настроения и предания, окружающие святые места, складываются целыми веками, целыми поколениями, не умирали и не умрут; они не имеют истории, потому что живут и дают утешение и облегчение нашей душе, возбуждая на все доброе. Этот высокий подъем духа мы чувствуем и в других обителях, и у нас в Твери, напр., в день 24 июня, в день обнесения вокруг собора мощей Благоверного князя Михаила. Везде общее впечатление, испытываемое нами, до некоторой степени одинаково, различается только по своей силе, по своим местным особенностям. Издалека стекаются богомольцы в этот день и к нашей святыне. Воспитательное значение этой духовной атмосферы и исторический смысл духовного движения и веяния имеют большую важность для нашей бытовой православной жизни. День 24 июня в Твери очень важен: в этот день собирается от 15 до 30 тысяч богомольцев. Тверь тогда оживляется. Большинство богомольцев располагается близ собора, народ и ночует здесь, около собора. Мы желали, говорит автор, раскрыть в жизненных явлениях тот идеал, который находился в душе их при посещении нашей святыни. Написать историю Тверского собора с такой точки зрения трудно. Картины на столбах собора, · изображающие св. Михаила Благоверного, помогают в этом до некоторой степени и приобретают значение первых страниц истории нашего собора. Это выясняется при близком зна комстве с житием св. Благоверного князя Михаила. Мощи св. князя Михаила .:_ главное сокровище нашего храма. Жизнь . св. Михаила Ярославича описана (в 1864 г.) покойным протоиереем Соколовым. Высокий; благородный характер автора виден в этом труде. Особенно удачно написаны им страницы о страданиях и убиении великого князя Михаила Ярославича, которыми мы воспользовались. Великий князь Михаил Ярославич жил в то время, когда современники его несли невыразимые страдания от татарского ига, о свержении которого нечего еще было думать. Михаил Благоверный первый возбуждал народный дух , поднимая его, и для спасения своего града от ужасных бедствий принес себя в жертву. Люди, боровшиеся потом успешно с татарами, воспитывались веками. Самое крупное событие в жизни Михаила Ярославича - Бартеневская битва (в 40 вер. от Твери) с Юрием Московским. Спор шел за великое княжение. Юрий был разбит, Кавгадый и Кончака , жена Юрия, попались в плен. Вскоре Кончака умерла в плену. Кавгадый и Юрий оклеветали Михаила в насиль­ ственной смерти Кончаки. Михаила отправили в Орду, чтобы оправдаться, в августе 1319 г. б сентября он прибыл в Орду, и над ним наряжен был суд. Главным судьей был его злейший враг Кавгадый. Суд продолжался неделю. Великого князя Михаила обвиняли в том, что он собирал дани более, чем сколько доставлял в Орду, но ложь эту он опроверг расписками. Его обвиняли потом в смерти супруги Юрия, и это было также несправедливо. Затем его связали и надели на шею колодку. Св. Михаил и в таком положении не упал духом, молился целые ночи. Еще более вытерпел он страданий, когда хан отправился на охоту, а князь должен был сопровождать хана пешком. Верные слуги убеждали князя спастись бегством, но он на это не соглашался, не желая навести беды на свой народ. Особенно печально провел он день своих именин, 8 ноября. Икона св. архистратига Михаила, бывшая с ним , перед которой он тогда молился во дни своих страданий, говорит нам о многом: она сохранилась и доныне в соборе. Кавгадый приказал вывести св. мученика на торговую площадь и поставить перед собою на колени, чтобы над ним надругаться. Михаила убеждали принять магометанство, тогда все переменилось бы для него к лучшему, но он не согласился. Надругавшись, Кавгадый удалился с площади. Рассказ о приготовлениях святого Михаила к смерти изображен тоже наглядно на картине, на столбах нашего собора . Хан перекочевывал с места на место, пока не прибыл туда, где совершилось убиение св. Михаила: место это достоверно известно, так как на нем ныне находится монастырь. 21 ноября (1319) был утвержден приговор над Михаилом. Отпели литургию и часы. Священник стал 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1