Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты читать правила перед причащением, князь пожелал сам их прочитать. Потом князь призвал своего сына Константина, сделал ему наставления , передал последние распоряжения, касающиеся семейства и Твери, и стал читать Псалтирь (54 псалом). Чтобы успокоить тревожное чувство , навеянное началом его, священники указывали ему на конец псалма, где изображен конец праведника. Убиение князя тоже изображено на картине, находящейся на другом столбе нашего собQра. Вбежал отрок и объявил о приближении Юрия и татар. Князь послал своего сына к ханше, которая благоволила князю. Князь Георгий и Кавгадый послали убийц в палатку князя, а сами ждали известий от них , оставаясь на площади. Убийцы бросились на князя, били его, переворачивали на нем колодку, ударили его о палатку и один из них, Романец, поразил его мечом в сердце. Имущество князя было ' разграблено, а обна­ женное тело брошено без прикрытия на месте убиения. Сам Кавгадый сказал тогда Георгию: <<Не старший ли он брат тебе? Зачем он лежит теперь даже без прикрытия>> . Тверитяне плакали, Юрий и Кавгадый пировали. Московские бояре сопровождали тело князя к Москве и здесь похоронили его у Спаса на Бору, и только год спустя перевезли в Тверь. Тело его оказалось нетленно, над ним совершались чудеса. В Твери долго не знали о смерти князя, пока Юрий не вернулся в Москву, утвержденный ханом на великом княжении. Тверичи просили тело великого князя Михаила, и Юрий, наконец, на это согласился ( 1326) . Это прошедшее, восстановленное историей, эта память, в кратких словах передаваемая и моли.твой, которую читают у гроба Благоверного, в общем чувствуется у его гробницы всеми и каждым, хотя не всеми может быть переложена в с.тшвах. Народ не сохранил исторических п одробностей о великом князе Михаиле Благоверном, но чуW'ствует в своей душе его историю. Народ сохранил одно только чувство в отношении к нему,- оно живет и не ослабляется, и это - чувство благоговения, умиления, благодарности. Мы знаем, что оно запало в душу народа давно, что первое его проявление было сильное и светлое впечатление, произведенное когда-то давно нашим святым, про которое не знаешь еще, что рассказать, как не находишь слов для передачи иного светлого и ободряющего, хотя и молчаливого взгляда. Виновник впечатления давно ушел в могилу; исчезла и обстановка его деятельности; бог1,1тая и старая Тверь стала другою, и Москва стала богаче Твери,- а впечатление прошлое все живет, переливаясь свежей струей из поколения к поколению, и ни народные бедствия, ни нашествие ляхов, напр., ни нравственные переломы и разные преобразования в обществе не могли сгладить его. Примером своей жизни, высотой своего духа Благоверный князь Михаил поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе и своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из него, и поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших бьtла доступна. То же самое позднее сделал св. Сергий. И преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни, дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерзло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлеющие искры того огня, которым горел озарявший их светоч. Последствия были и для -преподобно­ го Сергия, и для Благоверного князя Михаила, одни и те же, но с разным успехом. В Тверском княжестве: Бартеневская битва и Щелканщина, в Московском - Донское побоище. Духовное влияние обоих пережило их земное бытие и перелилось в их имя, которое из историче­ ского воспоминания сделалось вечно деятельным нравственным двигателем и вошло в состав духовного богатства народа. Воспиталось чувство, поднимающее дух, превращающее впечатление в настроение . Это чувство увеличивает нравственное богатство народа, а нравственное возрождение основы­ вает и политическую крепость его. Нравственное чувство есть чувство долга; оно питает не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками. Творя память Благо­ верному князю, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам историей , обновляем его, пополняя в нем траты. << Ворота лавры преподобного Сергия затворятся, и лампады погаснут над его гробницей только тогда,- сказал проф. Ключевский,- когда мы растра­ тим этот запас без остатка, не пополняя его>> . <<То же самое относится к Благоверному нашему князю, то же самое мы скажем о вратах нашего собора и о лампадах над гробницей . мученика князя >> . 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1