Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты ра: «тверской купец,.. живший во 2-й половине XVIII в. Он обучался в Тверской семинарии и был выборным от Твери для составления Уложения>> 13 . Помимо Диомида Карманова, оба автора жизнеописаний тверских иерархов упоминают имена и названия работ других своих предше­ ственников на ниве краеведения и все в тех же словесных выражениях, свидетельствующих о достаточно близком знакомстве с первоисточни­ ком: <<Житие св. Арсения, ректором семинарии Макарием писанное, 1765 года» 1 4, или <<стихи рукописные и печатные в библиотеке Тверской семинарии>> и др. Вскоре после выхода в свет книги Борзаков­ ского для тверских краеведов XIX в. наступает время интереса к личностям своих предше­ ственников. И в числе тех, чья жизнь вызва­ ла к себе повышенный интерес с самого начала, был Диомид Иванович Карманов, общественный деятель, публицист и историк Тверского края в годы правления Екатерины 11, оставивший по _себе лишь несколько разрозненных рукопи­ сей 16. В 1881 г. в <<Тверских епархиальных ведомо­ стях >> (ТЕВ) бьmа опубликована одна из написанных Диомидом Кармановым пропове­ дей 17, которой предшествовал биографический очерк, подготовленный редактором <<ведомостей>> и известным в Твери знатоком в области церковной старины священником В. Ф. Вла­ диславлевым 18. Источником Владиславлеву по­ служил, как говорилось в предисловии, руко­ писный сборник проповедей, написанных Дио­ мидом Кармановым, из семинарской библиотеки. В свое время этот сборник был подарен библиотеке самим автором . Туда вошли 11 про­ поведей, составленных в 1768- 1769 гг. , и авто­ биографический очерк, специально для этого сборника написанный Кармановым 1 9 . Главной особенностью автобиографии была четкая на­ правленность на стилистическое единство с про­ пов~дями, поэтому в ней отразилась почти исключительно лишь одна сторона жизни Кар­ манова - путь приобщения к знаниям через духовное образование. А проповеди явились своего рода естественным завершением этого своеобразного пути к знаниям. Другие стороны жизни Карманова при этом либо вообще за­ малчивались, либо едва намечались. На этом фундаменте Владиславлев выстроил о~ерк жизни Диомида Карманова, завершив изложение несколькими разрозненными факта­ ми, хронологически выходящими за рамки автобиографии, но уже без указания на их источники. Владиславлев назвал в очерке ряд сочинений Диомида Карманова, среди которых указал и несколько исторического содержания: <... а) История тверского княжения, б) Краткое изве­ стие о начале и приключениях города Твери 59 с описанием нынешнего его состояния, ... в) Ис­ тория города Твери ... >> 20 . О последующей жизни Диомида Карманова упомянуто лишь, что <<ОН второго сентября 1777 г.» стал членом Вольного российского собрания при Московском университете и умер «в 1800-х годах». После него осталась «поря­ дочная библиотека», дальнейшая судьба которой бьmа печальной: ее поделили между собой сыновья Карманова, не сделав исключения и для его рукописей, а в 1837 году многое из его наследия погибло в пожаре. <<Найдено нами весьма немного из трудов столь доблестного мужа>>,- заключил свой обзор Владиславлев 2 1 . Позднее он еще дважды обращался к насле­ дию Карманова, опубликовав в своих <<ведомо­ стях» сперва обзор проповедей 2 2 , а позже - писем Карманова с полемикой против старо­ обрядцев2 . Источником первой из названных публикаций явился все тот же «переплетенный в особую книгу>> сборник из семинарской библиотеки. Ничего почти не прибавляя с фактической стороны, этот обзор тем не менее четче обозначил уже известное. Автобиографию Кар­ манова Владиславлев по-прежнему пространно цитирует и увлеченно толкует, однако называет ее теперь <<исповедью о том, как он (Карма­ нов.- В. С.) сделался сочинителем пропове­ дей ...>24 Перечень его собственных сочинений дополнен здесь произведением гражданской публицистики, названным «Воплем купецких и разночинческих малолетних детей>>. В целом для этого обзора новым было не столько привлечение новых материалов, сколько их трактовка, в частности, объяснение скудости на бытовые детали автобиографии Карманова ее заданностью, ориентацией на стиль проповедей. В комментариях к письмам Карманова против старообрядцев Владиславлев приводит точную дату смерти его: <<умер 20 апреля 1795 г. >> 25 Содержанием писем явилось толкование ряда спорных догм и обрядов православия, что, по оценке Владиславлева, обличало в Диомиде Карманове << образованность и начитанность>> в этой области. Так, в частности, Карманов полемизирует здесь с авторами известных <<По­ морских ответов>> (у Карманова они названы <<олонецкими>>) , опровергая ссылки на подлин­ ность источников, которыми оперировали его оппоненты (речь шла о <<житиях>>, иконах и пр.) 26_ Знакомством; с другой стороной наследия Карманова - его историческими сочинения­ ми - тверское краеведение обязано преподава­ телю истории в семинарии В. И. Колосову 27 . Он уже в первой крупной своей работе, посвя­ щенной 150-летию истории Тверской семинарии, назвал среди наиболее известных своими делами воспитанников и Диомида Карманова, формаль­ но таковым не являвшегося, подчеркнув в каче­ стве основной его заслуги, в первую очередь,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1