Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты и гражданской истории, богословская литерату­ ра, сочинения по физике, географии, математи­ ке, юриспруденции . При этом Колосовым почти повсеместно указываются названия рукописей и книг в том виде, как они названы были еще Кармановым, т. е. чаще всего с большой долей искажения. Только однажды рядом с владельче­ ским названием рукописи Колосовым было приведено подлинное название книги , скопиро­ ванной Кармановым. Рукопись Карманова назы­ валась «Размышление пред причащением ...>>, а книга <<ПО наведенным нами справкам списана с печатной книги под следующим заглавием: <<Зерцало горячайшего ко господу Богу духа, излиянного Феофилактом ...>> (Лопатинским, епи­ скопом Тверским и Кашинским.- В. С.) 42 • Ответ на вопрос, поставленный когда-то самим Колосовым,- о причинах высокой степени про­ фессионализма исторических штудий Кармано­ ва,- дает приведенный в обзоре перечень книг по истории, бывших некогда в библиотеке тверского купца. Здесь и «Гилмара Кураса сокращенная универсальная историю>, и копии с <<Сокращенной древней истории г. Ролленя>>, а также с «Гисторических известий из Курция об Александре Македонском>> и · др. 43 Но не только этим, в общем случайно дошедшим набором книг аргументируется Колосовым тезис о причинах увлечения историей и высоком уровне результатов этого увлечеJJия у Кармано­ ва. Обзор примечателен тем, что здесь, наряду с уже традиционным к тому времени набором жизненных обстоятельств и воспитанных ими черт характера Диомида Карманова, главные из которых - препятствия на пути к образованию и преодолевающие их терпение и трудолюбие, направляемое просвещенными и просвещающи­ ми пастырями, - привлекаются новые элементы, в первую очередь, культурная атмосфера в Твери того периода. Это была попытка расширения жизненного пространства, в котором с самого начала по воле своих тверских биографов и в силу специфики привлекаемых источников оказался Диомид Карманов. Образу автора проповедей, писем и рассуждений на богослов­ ские темы, чтобы выглядеть убедительно, доста­ точно наличия любознательности и возможности общения с духовными наставниками, что и было подмечено биографами. Однако Карманову­ историку, чтобы состояться, требовалась уже определенная культурная атмосфера, вобравшая в себя достаточно высокие представления об истории как науке. Без этого феномен Кармано­ ва содержал в себе элемент случайности, а значит - неубедительности. Это понимали уже первые исследователи его творчества. Владиславлев подчеркивал роль ду­ ховных наставников в поощрении его тяги к знаниям, и не только религиозным. Он же впервые назвал имена двух ректоров семинарии, чья роль в становлении личности Диомида 61 Карманова была исключительно велика. Первый был Макарий Петрович, серб по национальности, впервые в истории семинарии читавший курс философии и богословия по-русски 4 4 , второй же - Арсений Верещагин, вдохновитель и на­ ставник Карманова в его пробах пера - состав­ лении проповедей 4 5 • Обоих Карманов с большим уважением упоминал в биографическом преди­ словии к сборнику проповедей. Колосов еще более раздвинул этот перечень, включив в него ряд старших современников Карманова, чья деятельность на ниве церковно­ исторической могла бы его вдохновить на исторические изыскания. В первую очередь Колосов указал на <<профессора» семина­ рии Н. Авсенева, о котором он написал, что им предпринималась попытка создания коллектив­ ной истории семинарии еще в 40-х годах XVIII в. 46 Другому преподавателю семинарии - И. Евдокимову принадлежит авторство <<Ката­ лога тверских архиереев», отнесенного Колосо­ вым к тому же периоду 4 7 • Наконец, современ­ нику Карманова учителю риторики П. Богданову Колосов приписывает авторство также ру­ кописной «Летописи от зачатия мира ' до христианства, расположенной по кругам и по периодам и монархиям великим, ... » 48 Это обстоятельство позволило Колосову сделать вы­ вод о том, что в Тверской семинарии того времени преподавалась гражданская история. Тот же Колосов предпринял попытку расши­ рить представление о культурной жизни Твери во времена Диомида Карманова за счет событий и лиц светского происхождения. Под 1783 годом он отметил составление в городе «Генерального соображения по Тверской губернию>, в которое вошли краткие сведения по истории городов в составе губернии 4 9 • Появление этого коллек­ тивного труда Колосов связал с личностью тогдашнего правителя наместничества Т. И. Ту­ толмина. Дополняя картину культурной жизни города в указанный период, Колосов упоминает о сборниках <<речей, стихов и кантов>> тверских семинаристов, неоднократно издаваемых в типо­ графии при Московском университете 50 , о пере­ воде в Твери иностранных книг, в частности, <<Всеобщего описания о путешествиях, печа­ танного в Париже ... >> и изданного на русском языке у Новикова в Москве в 1781 году 5 1 • Не преминул Колосов напомнить и об открытии в Твери в 1778 г. вольной типографии <<ДЛЯ печатания русских и иностранных книг, третьей по счету во всей Россию> 52 • Этот перечень в общем-то разрозненных фактов был необходим Колосову для того, чтобы сделать следующий вывод: <<Вообще эпоха прав­ ления Т. И. Тутолмина и его ближайших преемников несомненно является очень замеча­ тельным временем в жизни города Твери ...>> 53 А следовательно, появление в такое время на общественном поприще людей выдающихся, хотя бы и по местным меркам, вполне вероятно:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1