Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты была культурная среда, были определенные традиции исторических исследований, наконец, было духовное наставничество и достаточно богатый пласт источников и необходимой лите­ ратуры. В «Генеральном соображении ...> приве­ ден книжный состав библиотеки духовной семи­ нарии того времени: <<.. .латинских, славянских, российских, еврейских, греческих, французских и немецких 2300 книг, в числе коих исторических 373> 5 4. Именно под пером Владиславлева и еще в большей мере - Колосова исподволь сло­ жился этот, по-своему привлекательный, образ тверского посадского человека, с малолетства отличавшегося обостренной жаждой знаний и сумевшего удовлетворить ее в стенах духовной семинарии, где вольнослушателем прошел курс низших классов, затем начал работать в маги­ страте и при первой возможности продолжил свое образование все в той же семинарии, в то недолгое время, когда преподавание велQСЬ на русском языке. Несколько позднее Карманов пробует свои силы в сочинении проповедей, в чем находит понимание и поддержку у ректора семинарии Арсения Верещагина. В дальнейшем, <<заинтересовавшись судьбою родного края, он занялся изучением ея и явился одним из первых местных археологов>> 55 • Эта характеристика Диомида Карманова со временем перешла и в общерусские издания того времени 56 • Рассматривая тверскую историографию Кар­ манова, необходимо упомянуть еще одно имя, в начале обзора прозвучавшее. Речь идет о члене ТУАК А. А. Тяжелове, издавшем в 1901 г. руко­ пись о тверских иерархах Г. П. Первухина. На одном из заседаний комиссии в том же году Тяжелов поднял вопрос о переиздании сочине­ ний Диомида Карманова, к тому времени уже ставших библиографической редкостью. А в каче..: стве источника для этого Тяжелов предложил рукопись «Исторических известий>> Карманова, обнаруженную им в архиве покойного Первух»~ на. По мнению Тяжелова, рукопись когда-то принадлежала преподавателю тверской семина­ рии Я. Л. Морошкину. Собрание согласилось с доводами Тяже.лова и постановило просить ero приготовить рукопись к изданию, о чем была сделана соответствующая запись в журнале · заседания 57 • К сожалению, эта инициатива _ не имела продолжения, и следу~рщее переиздание трудов Ди:омида Карманова увидело свет только . в 199Z г. в виде репринтного переиздания книги, подготовленной некогщ1 В. И. Колосовым. Последним по времени дореволюционным обращением к наследию Диомида Карманова явилось издание в историко-краеведческом жур­ нале <<Тверская старина>> небольшой публицисти­ ческой работы его <<Вопль купецких и разночин­ ческих детей» 58 , введенной в сферу краеведения еще Колосовым. На сей раз издание было предпринято с большой предваряющей публика- 62 цию статьей исследовательского характера, под­ готовленной автором публикации Н. П. Смирно­ вым. В первую очередь, работа эта примечательна тем, что впервые творчество Диомида Карманова привлекло внимание специалиста в области древнерусской литературы. И, кроме того, здесь была предпринята попытка посмотреть на дея­ тельность Карманова из-за пределов Твери . Смирнов увидел в <<Вопле» один из первых публичных протестов непривилегированных го­ родских сословий против засилья чуждого (латинского) языка в едва ли не единственной для тогдашней российской глубинки системе образования, т. е. акт гражданский . Адресатом Карманова был тогдашний тверской владыка - архиепископ Платон (Левшин). Работа не была завершена Смирновым 59 и в опубликованном виде осталась лишь разверну­ тым обзором истории духовного образования в России второй половины XVIII в. Здесь Смирнов подметил в специфически <<тверской>> по своей теме работе Карманова протест обще­ российского масштаба, критику современной системы образования с позиций той части городского населения, для которой образование становится потребностью, а существующая его система в стране - препятствием к этому. Истоки критики коренятся в личном опыте автора <<Вопля>>, а ее уровень и направленность определяются общественным самосознанием данной социальной группы 60 • У Смирнова Дио­ мид Карманов не просто 1'Верской купец, проповедник-любитель и историк-краевед, он тип провинциального российского интеллигента из <<третьего сословия>> . Типическое в нем проступа­ ет именно в силу такого, в общем, случайного жизненного пути и способа обретения образо­ ваююсти. Связь с обществом предстает при этом как нечто органически присущее незаурядной ли'lности, к:ак ответ личности на внешние о&:тоятельства жизни. Карманов приобретает знания, чтобы тут же ими воспользоваться в доступных его пониманию формах. А сами обстоятельства приобретения этих знаний дают повод для выражения своей гражданской пози­ ции, и не только своей , но большой группы людей, пусть и по частному вопросу. Подобный подход был, несомненно, продук­ тивнее, чем у предшественников, особенно при ограниченной источн_иковой базе. Он позволял, пусть . частично, преодолевать эту · ограниченность и объяснять поворот Карманова к местной истории хотя бы психологически аргумен-i:иро­ ванно. Смирнов заключил свой обзор выводом о том, что <<русское обществ.о>> того времени критиковало систему образования <... вполне сознательно, глубоко веря, что только другой школьный строй произведет истинных христиан и граждан ...» 6 1 • С фактической стороны работа Смирнова ничего нового не прибавила к тому, что бьто

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1