Тверская старина. № 1-2 1994 г.
Исследования. Факты известно о жизни Карманова, она заставила взглянуть на эту жизнь в более широком общественном контексте. Итак обзор работ, посвященных жизнедея тельности Диомида Карманова, авторы которых были связаны с Тверью происхождением, дея тельностью, издательской базой, т. е . тверских краеведов в узком смысле, позволяет считать именно их открывателями известных сейчас краеведческих и прочих сочинений тверского купца. Ими были изданы эти работы Карманова, им же принадлежит и каноническая версия его жизни, принятая центральными изданиями, вро де «Российского биографического словаря». Эти же авторы, каждый по-своему, предпринимали попытки расширить представление об условиях формирования личности Диомида Карманова, выйти за пределы, очерченные двумя его преди словиями к рукописным сборникам, где эле менты автобиографические служили узкопраг матической цели - показать путь приобще,ния к образованию. Владиславлев впервые упомянул о библиотеке Карманова и ее драматичной судьбе, Колосов предпринял попытку анализа ее дошедшей части с целью увидеть путь от подражательных проповедей к оригинальным историческим исследованиям: <<связь с семина рией не может нам объяснить самого важного для нас дела Карманова, его работ по истории Тверского края>>,- отмечает Колосов и усматри вает истоки высокого профессионализма пред шественника в <<неутомимом трудолюбии его, направленном неугасающим стремлением к зна нию» 6~ . Эту мысль Колосов подтверждает разно образием предметных областей, к которым относятся дошедшие книги из его библиотеки. В качестве источников формирования Карма нова как личности эти авторы выделили религи озный характер его образования, отметили ту же направленность его первых литературных опы тов и указали на очевидно значит.ельную роль самообразования в развитии личности Кармано ва, фундамент которой был заложен его ду ховными наставниками и особенно Арсением Верещагиным . В целом же тверские историографы Кармано ва более всего преуспели в публикации его работ, имели определенный прогресс в области методи· ки изучения его биографии и наследия, но относительно мало вFJимания уделили поиску новых источников, более . ориентируясь на уже введенные в оборот. Можно предположить, что подобный подход, помимо профессиональных причин, имел еще одну, чисто психологиче скую - нежелание разрушать складывающуюся картину приобщения человека к знаниям, в том числе к светским , исключительно усилиями его духовных пастырей, в общении с которыми он находил не только источник знаний, но и опору и поддержку в своих творческих начинаниях. Продолжение исследования грозило почти не избежно вывести всякого непредубежденного 63 исследователя за пределы этого идиллического пространства формирования личности <<Первого тверского археолога >> . Узость источниковой базы и ограниченность поля исследования в работах тверских краеведов этого периода кажется тем более странной, что уже в первой же статье Владиславлева встреча ется, правда, без указания на источник, упомина ние о связях Диомида Карманова не только с тверскими религиозными деятелями, но и с представителями российской науки и культуры. <<Диомид Иванович Карманов был впоследствии ... членом Вольного российского собрания п~и Московском императорском университете>> 3 • Подобная точность в названии учреждения предполагает наличие какого-то письменного источника, но какого? В 1889 году на очередном заседании ТУАК ее . председатель А . .L(. Жизневский сообщил собрав шимся о находке московским историком лите ратуры и почетным членом ТУАК М. Н. Спе ранским в письмах писателя и государственного деятеля конца XVIII века М. Н. Муравьева упо минания о возможном издании в 1776 г. одной из работ Карманова, его «Истории Твери». Не сколькими 1',Qр.ами позже тот же А. К. Жизнев ский еще ра1 возвращается к имени Сперан ского, а через него и дальше, к Н; С. Тихонраво ву, в издании которого - «летописи русской ли тературы»,- было опубликовано письмо упомя нутого выше Муравьева к Диомиду Карманову. Колосов во вступительной статье к собранию сочинений Карманова со ссылкой <<На выпи ски М . Н. Сперанского из <<Летописей>> Н. С . Ти хомиr() ва>> указал на факт знакомств~ с его сочи11t· 11иями по местной истории в обеих стол 11 11, 1 .х " ". Тем не менее эти обозначившиеся факты не стали предметом дополнительного исследования, а возможность выхода нс.следова ния за пределы Твери АОЛГО еще оставадась нереализованной. В 1914 г . вышел в свет очередной · том << Источников словаря русских писателей» С. А. Венгерова, в котором библиогfафия Карманова насчитывает восемь названий 6 . По мимо рассмотренных выше работ Владиславлева и Колосова, а также основанн9й целиком · на мнении последнего статьи в <<Русском биографи ческом словаре>> (РБС) , там были названы также фамилии К. Н. Батюшкова 66, а А. Плет нева67 и уже упоминавшегося · здесь Н . С. Тихо нравова. Уже беглое знакомство с этими издани ям.и убеждает, ЧТО речь там идет о чем угодно, ТОЛЬКО не о Диомиде Карманове. Его , имя прохо дит лишь где-то по периферии внимания соста вителей, издателей, комментаторов этих книг, появляясь в тексте документа или примечания только затем, чтобы более выпукло обозначить те или иные черты главных действующих лиц, словом, Карманов здесь - фигура вспомогатель ная. Объектом интереса Тихонравова является
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1