Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты у Новикова нашлись добровольные помощники и восторженные почитатели» 93 . Автору книги удалось выяснить, что в числе последних в Твери оказался и автор «Тверской историю>. <<Широкая гуманистическая программа журнала была равно приемлема консервативно настроенному Г. Р. Державину и масону В. И. Баженову .., мастито­ му ученому В. Е. Адодурову и бедному археогра­ фу-самоучке из Твери Д. И. Карманову>> 9 4. Почему же «бедному археографу-самоучке» оказалась по силам «бескорыстная преданность идеалам гуманизма и просвещения>>? Наиболее правдоподобно выглядит версия, приведенная в той же книге Мартынова: <<Издавна вся интеллектуальная жизнь русской провинции концентрировалась вокруг немногочисленных <<культурных гнезд>>. Такими... были подмо­ сковное поместье потомственных библиофилов Яньковых, орловская усадьба супругов Плещее­ вых, дома Дмитриевых в Сызрани и М у р а в ь е в ы х в Тв е р и (разрядка моя.­ В. С.), С. И. Тевяшева в Острогожске и С. М. Полянского в Казани. В богатейших библиотеках гостеприимных хозяев местные <щицероны>> и <<Вергилии>> черпали книжную мудрость, здесь выносили приговоры новым книгам и формировалось общественное мне­ ние» 95. Близостью к семье Муравьевых в этот период, зависимостью от мнений, там царящих, можно было бы объяснить <<филантропический» поступок «бедного археографа». Но не только этим; ведь Муравьевы появились в Твери сравнительно недавно, после создания наместни­ чества, а личность человека, его привычки и вкусы формируются постепенно, да и меня­ ются не вдруг. Без изучения всех обстоятельств жизни Карманова тут не обойтись. Проблема Тверского историко-культурного гнезда получила свое продолжение в ста­ тье В. Д. Рака 96 . В ее основе - письма уроженца тверской провинции В. А. Приклонского, мало­ известного автора «небольших прозаических переводов>>, кашинского помещика, родственника по жене и помощника в переводческих делах дипломата и издателя Я. И. Булгакова , известно­ го популяризацией в России историко-географи­ ческих описаний, преимущественно француз­ ских авторов 97 . Указанная статья интересна прежде всего своими дополнениями и уточнениями к работам тверских дореволюционных авторов, в первую очередь, Колосова, о состоянии и фактах культурной жизни Твери времен Диомида Кар­ манова. В частности, не подтвердилось мнение о создании в Твери вольной типографии. Разре­ шение на ее создание было получено неким · Шнорром, но из-за финансовых затруднений он отказался от этого намерения. Зато при дворян­ ском училище в Твери возник в 1779 г. любитель­ ский театр, руководимый самим Приклонским, который выступал перед городской публикой, и не без успеха 98 • 67 Переводились в городе и французские книги (о чем также упоминал Колосов). Делали это все тот же Приклонский и небезызвестный в то время переводчик М. И. Веревкин. Первый из них помогал, как уже говорилось, своему родственнику - издателю Я. И. Булгакову в ра­ боте над многотомным <<Всемирным путешество­ вателем ...» Ж. де ла Порта, а второй работал над «Историей о странствиях ...>> А. Ж. Прево, часть томов которой действительно перевел в Твери. Мартынов, в частности, отмечает, что Веревкину в его работе оказывал поддержку епископ Тверской и Кашинский Арсений, одалживавший неутомимому переводчику послушников-пис­ цов99 . Подводя итог обзору литературы, в той или иной степени связанной с характеристикой личности и краеведческой деятельности Диоми­ да Карманова, следует подчеркнуть еще раз, что приоритет в этом принадлежит тверским дорево­ люционным исследователям. Владиславлев от­ крыл для тверской публики Карманова, дал версию его жизни, основанную на его автобио­ графических заметках в предисловии к сборнику проповедей, издал его сугубо религиозные про­ изведения. Следующий шаг сделал Колосов, издавший исторические и публицистические работы Карманова, подготовивший обзор уце­ левшей части библиотеки и отметивший при этом возможность расширения поля поиска за · счет косвенных свидетельств, таких, как состав уцелевших книг, факты культурной жизни в городе и т. п. Решить практически суще­ ственный для понимания Диомида Карманова вопрос - о причинах трансформации его рели­ гиозных интересов в историко-краеведческие - Колосову не удалось. По-новому взглянул на личность Карманова еще один исследователь - Н. П. Смирнов. Анализ незначительной по объему публицистической статьи Карманова в более широком контексте позволил автору увидеть в нем выразителя «гражданского само­ сознания» определенной части городского насе­ ления. В дальнейшем ни один из намеченных подходов не получил своего развития ни в Твери, ни за ее пределами, хотя фигура патриарха тверского исторического краеведения в тот же период оказалась в поле зре~я российских энциклопедических изданий. Параллельно с этим личность Диомида Карма­ нова привлекла внимание историков отечествен­ ной литературы, для которых он сам никогда не становился главным объектом внимания. Тем более ценны те немногие нити, которыми оказался связан Диомид Карманов со своими знаменитыми современниками Муравьевым, Но­ виковым, Миллером. Начало этому положил в своих повестях М. Н. Муравьев, продолжи­ ли П. А. Плетнев, Я. К. Грот, уже в наше время развили Л. И. Кулакова и И. Ф. Мартынов. На сегодня опубликованы основные работы Карманова, известны главные вехи жизни,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1