Тверская старина. № 1-2 1994 г.

Исследования. Факты Карманова узость использованной источниковой базы дореволюционных исследований тверских краеведов при наличии, с одной стороны, указаний на возможные пути дальнейшего исследования темы и на потенциальные источни­ ки этих исследований, а с другой стороны, уnоминание фактов и обстоятельств, докумен­ тально не подтвержденных, определила структу­ ру дальнейшей работы, посвященной рассмотре­ нию источников, выявленных в областном Гос­ архиве по теме обзора. В результате кардинальных изменений мест хранения рукописей Диомида Карманова, поло­ женных дореволюционными исследователями в основание своих работ, возможность продол­ жения этих исследований, проверки их выводов и положений затруднялись. Роль отправной точки для работы с источниками по теме выполнил цикл публикаций тверского историка­ краеведа И. А. Голубева 1 37 • Проводя описание рукописных коллекций в фондах областного Госархива, музея и пединститута ( современного университета.- В. С.), Голубев обратил внима­ ние на несколько рукописей со следами автор­ ства или принадлежности Диомиду Карманову, в том числе позднейших копий его исторических и религиозных работ. Другое направление поиска было подсказано указаниями доревt>люционных историков на связи Карманова вне Твери, запечатлевшиеся в эпистолярном наследии М. Н. Муравьева. Любой исторический факт определяется преж­ де всего некой совокупностью параметров, ему присущих. Человеческая жизнь в этом смысле не является исключением. Еще тверскими краеведами в конце прошлого века было установлено, что «Диомид Иванович Карманов был уроженцем Заволжского посада города Твери; отец его был посадский человек, прихожанин Троицкой, что за Волгою, церкви. Родился он в 1740 году, скончался в 1795 го­ ду .. . >>1 зв В Твери того далекого времени было около тридцати городских церквей, священники кото­ рых вели регистрацию рождений, браков, смерти городовых обывателей. В фонде Тверс~ой ду­ ховной консистории сохранились метрические записи этих церквей, правда далеко не в полном комплекте, начиная с 30-х гг. XVIII в. С целью подтверждения даты рождения Диомида Карма­ нова были просмотрены метрические записи за 1739-1741 гг. 1 39 Несмотря на то, что <<ведомо­ сти по церкви Живоначальной Троицы» Заволж­ ского посада сохранились за все три года, записи о рождении мальчика Диомида (Демида) ни в одной из них не обнаружено. Не выявлено соответствующей записи и в ведомостях других церквеif города. Следует оговориться, что со­ хранность ведомостей за эти годы далеко не одинаковая: за 1739 г. дошло 22 ведомости, за 1740 г . - только 14, а за 1741-25, т. е. веро­ ятность регистрации рождения Диомида Карма- 72 нова в Твери в любой из этих отсутствующих ведомостей все же полностью не исключается . Предположение о том, что Кармановы были людьми пришлыми и появились в Твери уже после рождения Диомида, не нашло подтвержде­ ния . След родителей обнаружился в другой категории массовых документов церковного происхождения, в «исповедных росписях >> (кни­ гах) по г. Твери и Тверскому уезду за разные годы. Одна из таких записей содержится в росписи церкви Живоначальной Троицы , что за Волгой, за 1738 г. 140 • В этом году у исп оведи в церкви были <<вдова Ксения Потапоnа дочь Карманова 53-х лет» с детьми Иваном и Алексе­ ем , соответственно 24-х и 7-и лет от роду. В том же составе указаны Кармановы и в ис­ поведной ведомости за 1740 г. 141 А уже на следующий год состав двора Кармановых суще­ ственно обновился: по ведомости за 1741 r. з на­ чится в нем побывавших у исповеди и других домочадцев << Иван Никитин сын Карманов>>, а с ним жена его Марфа Филатова с сыном Демидом одного году да брат Ивана Алексей. 1 4 2 В дальнейшем состав двора Кармановых меняется только за счет детей Ивана и Марфы: в 1744 г. кроме четырехлетнего Демида указан годовалый Сергей 1 4 3 , а, например, в 1753 г. у Де­ мида уже другие братья - Савва и Матвей, тоже малолетние 144 • В целом же все эти записи дают полное основание считать, что утвержде­ ние В. И. Колосова о происхождении Карманова из числа посадских людей г. Твери вполне обосновано, хотя прямого указания даты его рождения пока найти не удалось. Есть и другие свидетельства тверских корней рода Кармановых: в исповедных ведомостях по соседству с семьей Диомида Карманова записа­ но еще одно семейство Кармановых, тоже прихожан Троицкой церкви . Кстати, состав семьи «Фомы Якимова сына Карманова>> был более многочисленный, чем у Ивана Кармано­ ва 145 . В метрической записи церкви Екатерины Мучениць1 в Затверецком посаде за 1740 г . есть запись о смерти <<посацкого человека Федора Трифанова сына Карманова 29 лет>> 1 4 6 • Так что жили Кармановы в Твери и не случайными людьми были, а своими, коренными. Дата смерти Диомида Карманова, в отличие от его рождения, известна была достаточно точно: В. Ф. Владиславлев назвал ее в одной из своих публикаций под 20 апреля 1795 года . И опять-таки без указания источника 1 4 7 • Обра­ щение к метрическим записям тверских церквей помогло установлению истины и в этом вопросе. В третьей части ведомости «о умирающих>> за год по приходу Владимирской церкви запись под номером <<5» от 18 апреля 1795 г. гласит, что «тферской купец Диомид Иванович Карманов преставился от чахотки 56-ти лет отроду» 14 8 • В одном из дел фонда Тверского городового магистрата приведено заключение <<лекаря Кар­ ла Шумана>> о характере заболевания Диомида

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1