Тверская старина. № 1-2 1994 г.

из д'fxosнofl со"fоsнщннць1 чаров скончался 20 января 1784 г. в своем имении Полотняный Завод и был погребен в сооруженной им Преображенской церкви. Икона преподобного Нила Столбенского написана на довольно толстой доске в технике яичной темперы с применением твореного золота и обложена по краям серебряной, частично покрытой позолотой пластинкой с чеканным орнаментом в стиле рококо. В верхней части композиции - четыре анге­ ла, несущие большой барочный картуш, в крестовидный медальон которого вписано изображение Богоявления. На переднем пла­ не - обнаженный Христос, на голову которо­ го возлагает руку стоящий на берегу Иордана Иоанн Предтеча; за ним - два ангела. В вер­ хней части медальона - полуфигура облачно­ го Саваофа, от которого исходит Святой Дух в виде голубя. Этот образ как бы созерцает стоящий слева в молении Нил Столбенский. Его фигура крупнее всех остальных изображений на иконе. Нил изображен в облике стройного седобородого старца в рясе и мантии, с темно­ синим схимническим аналавом, <<шлем» (ка­ пюшон) которого свешивается за спину. Аналав украшают золотой Голгофский крест и четырехконечные кресты небольших разме­ ров, растительные узоры в стиле рококо. Лицо обрамляют пряди курчавых волос и белоснеж­ ная окладистая борода. Голову окружает нимб в виде широкого золотого контура, а выше золотыми литерами выполнена двух­ строчная надпись: «Образ преподобного и бо­ гоносного отца нашего Нила Столбенского чюдотвор (ца) >>. Перед Нилом простирается панорама основанной им Пустыни. Вдоль каменной стены справа твореным золотом скорописью сделана авторская подпись: 1774 год майя писал владимирец живописец­ иконописец Василий Баклашев>>. Разделенная на пять неравных частей узкая полоса серовато-фиолетового оттенка в ниж­ ней части иконы заполнена эксприкацией, текст которой писан полууставом светлой охрой, а порядковые номера вьщелены кино­ варью. Соответствующие киноварные цифры проставлены на всех монастырских построй­ ках, изображенных на иконе. Текст этих полустертых надписей поясняет назначение тех или иных сооружений. Колорит иконы выдержан в фиолетово­ коричневатой гамме; монастырские постройки с зелеными, желтыми, красными и оранжевы­ ми кровлями. В. Баклашев, очевидно, принад­ лежал к числу иконописцев наиболее искус­ ных, если ему поручали выполнение поднос­ ных икон. Нилова Столбенская пустынь на иконе 1774 г. представлена в том виде, который 96 приобрел ее архитектурный ансамбль к сере­ дине XVIII в. Монастырские постройки после смерти Нила, последовавшей в 1555 г., продолжительное время оставались деревян­ ными. Об этом можно судить по изображени­ ям на иконах XVII в. На иконе из Полотняного Завода изобра­ жен каменный Богоявленский собор, постро­ енный в 1667 г. Он имеет вид четверика, перекрытого четырехскатной кровлей и завер­ шающегося характерным для русской архи­ тектуры XVII в. пятиглавием. Плоскость стен декорирована поясом полуциркульных кокошников и карнизов, обегающих четверик, рустованными пилястрами и лепными налич­ никами икон. К четверику примыкают пони­ женные объемы алтаря и трапезной, к кото­ рой пристроена колокольня. Собор простоял до начала XIX в. , когда его сменил соборный храм новой постройки в стиле русского классицизма, заложенный, по-видимому, в 1825 г. (официальная дата сооружения - 1833 г., а освящения - 1838 г.). Нижнюю часть южного фасада собора в изображении на описываемой иконе закрывает невысокое строение с луковичной главкой на восточной части кровли. Такой вид имели Благовещен­ ская церковь и занимавшая западную часть строения трапезная. Возле северо-западного угла монастырского двора высится надврат­ ная церковь апостолов Петра и Павла в стиле барокко. Восточнее ее небольшая каменная церковь Всех Святых, больничная, возве­ денная в 1699 г. Ее невысокий четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятью золочеными главами с ажурными крестами. Над главными восточными воротами монасты­ ря, против которых деревянная с навесом пристань, возвышается церковь преподобного Нила «на вратех>>, внешним видом напомина­ ющая Петропавловскую. Примыкающая к ар­ хиерейским покоям в юго-восточном углу ,монастыря казенная плата по типу и характе­ ; ру обработки плоскостей стен напоминает постройки гостиного двора и сооружения в монастырском саду. Чрезвычайно близок к ним первый этаж архиерейских и братских келий, расположенных между больничной церковью Всех Святых и северо-восточной башней; второй этаж архиерейских келий деревянный, как и второй этаж ( <<для гос­ под>>), надстроенный над западной частью братского корпуса, на который ведет откры­ тая деревянная лестница. Вдоль западной стены большого монастырского двора распо­ ложены двухэтажные корпуса казенной и швальной палат, обширный одноэтажный корпус с открытым крыльцом у входа в брат­ ские кельи и с деревянным тамбуром, к кото­ рому ведет дорожка от собора, у входа

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1