Тверская старина. № 1-2 1994 г.
из д'fxosнofl со"fоsнщннць1 чаров скончался 20 января 1784 г. в своем имении Полотняный Завод и был погребен в сооруженной им Преображенской церкви. Икона преподобного Нила Столбенского написана на довольно толстой доске в технике яичной темперы с применением твореного золота и обложена по краям серебряной, частично покрытой позолотой пластинкой с чеканным орнаментом в стиле рококо. В верхней части композиции - четыре анге ла, несущие большой барочный картуш, в крестовидный медальон которого вписано изображение Богоявления. На переднем пла не - обнаженный Христос, на голову которо го возлагает руку стоящий на берегу Иордана Иоанн Предтеча; за ним - два ангела. В вер хней части медальона - полуфигура облачно го Саваофа, от которого исходит Святой Дух в виде голубя. Этот образ как бы созерцает стоящий слева в молении Нил Столбенский. Его фигура крупнее всех остальных изображений на иконе. Нил изображен в облике стройного седобородого старца в рясе и мантии, с темно синим схимническим аналавом, <<шлем» (ка пюшон) которого свешивается за спину. Аналав украшают золотой Голгофский крест и четырехконечные кресты небольших разме ров, растительные узоры в стиле рококо. Лицо обрамляют пряди курчавых волос и белоснеж ная окладистая борода. Голову окружает нимб в виде широкого золотого контура, а выше золотыми литерами выполнена двух строчная надпись: «Образ преподобного и бо гоносного отца нашего Нила Столбенского чюдотвор (ца) >>. Перед Нилом простирается панорама основанной им Пустыни. Вдоль каменной стены справа твореным золотом скорописью сделана авторская подпись: 1774 год майя писал владимирец живописец иконописец Василий Баклашев>>. Разделенная на пять неравных частей узкая полоса серовато-фиолетового оттенка в ниж ней части иконы заполнена эксприкацией, текст которой писан полууставом светлой охрой, а порядковые номера вьщелены кино варью. Соответствующие киноварные цифры проставлены на всех монастырских построй ках, изображенных на иконе. Текст этих полустертых надписей поясняет назначение тех или иных сооружений. Колорит иконы выдержан в фиолетово коричневатой гамме; монастырские постройки с зелеными, желтыми, красными и оранжевы ми кровлями. В. Баклашев, очевидно, принад лежал к числу иконописцев наиболее искус ных, если ему поручали выполнение поднос ных икон. Нилова Столбенская пустынь на иконе 1774 г. представлена в том виде, который 96 приобрел ее архитектурный ансамбль к сере дине XVIII в. Монастырские постройки после смерти Нила, последовавшей в 1555 г., продолжительное время оставались деревян ными. Об этом можно судить по изображени ям на иконах XVII в. На иконе из Полотняного Завода изобра жен каменный Богоявленский собор, постро енный в 1667 г. Он имеет вид четверика, перекрытого четырехскатной кровлей и завер шающегося характерным для русской архи тектуры XVII в. пятиглавием. Плоскость стен декорирована поясом полуциркульных кокошников и карнизов, обегающих четверик, рустованными пилястрами и лепными налич никами икон. К четверику примыкают пони женные объемы алтаря и трапезной, к кото рой пристроена колокольня. Собор простоял до начала XIX в. , когда его сменил соборный храм новой постройки в стиле русского классицизма, заложенный, по-видимому, в 1825 г. (официальная дата сооружения - 1833 г., а освящения - 1838 г.). Нижнюю часть южного фасада собора в изображении на описываемой иконе закрывает невысокое строение с луковичной главкой на восточной части кровли. Такой вид имели Благовещен ская церковь и занимавшая западную часть строения трапезная. Возле северо-западного угла монастырского двора высится надврат ная церковь апостолов Петра и Павла в стиле барокко. Восточнее ее небольшая каменная церковь Всех Святых, больничная, возве денная в 1699 г. Ее невысокий четверик с четырехскатной кровлей увенчан пятью золочеными главами с ажурными крестами. Над главными восточными воротами монасты ря, против которых деревянная с навесом пристань, возвышается церковь преподобного Нила «на вратех>>, внешним видом напомина ющая Петропавловскую. Примыкающая к ар хиерейским покоям в юго-восточном углу ,монастыря казенная плата по типу и характе ; ру обработки плоскостей стен напоминает постройки гостиного двора и сооружения в монастырском саду. Чрезвычайно близок к ним первый этаж архиерейских и братских келий, расположенных между больничной церковью Всех Святых и северо-восточной башней; второй этаж архиерейских келий деревянный, как и второй этаж ( <<для гос под>>), надстроенный над западной частью братского корпуса, на который ведет откры тая деревянная лестница. Вдоль западной стены большого монастырского двора распо ложены двухэтажные корпуса казенной и швальной палат, обширный одноэтажный корпус с открытым крыльцом у входа в брат ские кельи и с деревянным тамбуром, к кото рому ведет дорожка от собора, у входа
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1