Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты к.и состамяли всего лишь прожиточный мини мум. При выходе за штат пенсионное обеспечение также было неравномерным - 1000-1500 руб. в год для административной группы, 90 руб. согласно указу Св. Синода - для приходских священников при условии выслуги 35 лет 5 1 • Однако <<невозможность соблюсти равномерно стю> в назначении пенсий в Тверской епархии приводила в реальной жизни к выплатам по разрядам. Размеры пенсии колебались от 162 руб. до 3 руб. 12 коп. в год 52 • Духовенству был присущ и особый жизненный уклад, неуклонное соблюдение высоких нрав ственных норм, определенный идеализм, кото рый заключался в сознании своей особой роли посредника междУ церковью и прихожанами. Это подкреплялось, с одной стороны, существую щей системой церковного права, с другой, разрушалось при соприкосновении с действи тельностью. Бытовую сторону жизни церковной интелли генций во многом определяло ее имущественное положение. Верхушечной части были доступны аристократические формы устройства жизни . Однако не все иерархи считали их позволитель ными и необходимыми. Так, один из упрамяю щих Тверской епархией преосвященный Нико лай пользовался только небольшой частью своего жалованья, остальную же вносил на нужды благотворительности. Его простой, почти спартанский образ жизни не вписывался в при вычные представления об архиерее: на службу в кафедральный собор он ходил пешком, обходился без парадной свиты, не принимал праздничные подношения 53 • Представители высшего дУховенства в епар хии были в числе жертвователей на обще ственные нужды. На средства архиепископа Саввы к 150-летию Тверской дУХОвной семина рии был издан фундаментальный труд В. И. Ко лосова <<История Тверской дУХовной семина рию>. В Тверском епархиальном женском учили ще была открыта стипендия его имени из его средств. В 1896 г. по завещанию Саввы в библио теку семинарии поступило 2288 экземпляров книг. Сменивший Савву архиепископ Димитрий также передал в дар семинарской библиотеке 191 книгу из собственного собрания 5 4. Преподавательская часть сословия отличалась добросовестным отношением к педагогическому трудУ. Регулярные проверки учебно-воспитатель ного процесса в училищах и дУховной семина рии, проводимые Училищным советом при Св. Синоде, были тщательными и даже придир чивыми. Принимались во внимание не только профессиональные навыки и сумма знаний педагогов, но и их личные качества, умение <<преподнести» себя, реакция аудитории. Напри мер, отмечая эрудицию М. В. Рубцова, препода вателя новых языков, известного в губернии ученого, инспектор находил низким внимание и знания слушателей 5 5 • 9 Зато все единодУшно отмечали педагогический талант и даже артистический дар преподавателя гражданской истории В. И. Колосова, который свой предмет «представлял в лицах>>, а также образцовую речь и мастерство преподавате ля И. А. Виноградова 56 • Учебно-воспитательные проблемы семинарии, методика обучения обсуждались в специально созданном Педагогическом собрании корпора ции преподавателей. Не случайно в период движения за церковные преобразования препо даватели Тверской семинарии во главе с В. И. Колосовым явились организаторами перво го профессионального союза в церковной среде, инициаторами всеобщего съезда преподавателей дУховных семинарий 57 • Насыщенной и интенсивной была и культурно научная, и филантропическая деятельность пре подавателей семинарии 5 8 • Несмотря на отдаленность от губернского центра, лучшие традиции педагогов семинарии продолжали и развивали коллективы дУХовных · училищ. Бытовая сторона жизни тверской церковной преподавательской интеллигенции отличалась скромностью. Их низкий жизненный уровень был общепризнанным. Забота о куске хлеба и дровах на зиму, сокращение до минимума своих потребностей, отказ от газет, книг, журналов, полное бесправие и зависимость от губернских и епархиальных властей ослабляли энергию и любовь к детям и делу, нередко порождали порок пьянства. Глубокая нужда и безысходность положения части священнослужителей сопровождались та кими же проблемами. Об этом писал архиепископ Савва: <<Наше белое дУховенство не любит тратить своих денег на книги, особенно серьезного содержания, а выписывать на церковные суммы старосты не дозволяют>> 59 • Был известен в священнической среде и такой порок, как картежная игра. Согласно нормам церковного права за преступ ления такого рода и для исправления нравов священнослужители подвергались заключению в монастырь и лишению сана на некоторое время 60 • В монастырских книгах по Тверской епархии содержится немало сведений о высылке священников на исправление в монастыри 61 • Но монастыри были лишь формально подготовлены для исправления священников, скорее, они на- • дежно изолировали их, так как и самим монастырским обитателя_м такие пороки были хорошо известны. Наказанные священники коче вали из монастыря в монастырь, останавливаясь чаще всего в Могилевской пустыни Новоторж ского уезда. Но было немало и таких священников, которые отличались благочестием, ученостью, участием в мирских делах. Служебные отношения строились строго иерархично. Что же касается частных взаимо отношений, то в соответствии с единой целью -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1