Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты нравственным воздействием на общество - они отличались солидарностью. Это проявлялось в общественной, культурной и научной сферах. Вместе с тем существовали в среде церковной интеллигенции и некоторые противоречия. Как правило, они тща:гельно скрывались. Информа ция о внутренних конфликтах пряталась под спуд, а представители церковной интеллигенции, проявляя критическое отношение друг к дру гу, избегали иронических и саркастических оценок. Определенный тип взаимоотношений сложил ся у церковной интеллигенции с другими отрядами интеллигенции и слоями общества губернии. Хотя к конuу XIX в. «неутешитель ным знамением временю> было критическое отношение к духовенству в целом, в провинци альной епархии церковная и светская интелли генция была занята общими делами - благотво рительностью, наукой. Смешанные педагогиче~ ские коллективы (53 % священнослужителей служили в гимназиях, школе Максимовича и других учебных заведениях) 62 , сотрудничество в благотворительных обществах и попечитель ствах, Тверской Ученой архивной комиссии, Тверском обществе любителей истории и естест вознания, Тверском епархиальном историко археологическом комитете, Тверском музее и гу бернском статистическом комитете стирало со циально-политические противоречия между ли беральными земцами и внешне консервативным духовенством. Тверская церковная интеллигенция заслужи вает неоднозначной оценки. Нравы одной ее части, безусловно, требовали исправления. Дру гая, более значительная, представляла солидный интеллектуальный потенциал, интенсивно участ вовала в просветительской, общественной и на учной деятельности и, выходя за рамки профес сиональных интересов, тесно со1:рудничала со светской интеллигенцией. Лучшая часть церков ной интеллигенции передавала из поколения в поколение не только профессию, но и нормы поведения, понятие репутации, нравственные установки. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ о БЩЕСТ~ЕННАЯ деятельность тверской церковнои интеллигенции в конце XIX - начале ХХ в. была много- сторонней и включала в себя культурно-просве тительскую, научную, благотворительную и по литическую. Характерной чертой ее был выход за «профессиональные» пределы, тесный контакт с земской интеллигенцией, а также широкими слоями населения губернии. 10 НАУЧНАЯ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ д ОЛГИЕ годы тенденцией советской науки в исследовании роли церкви в к уль турной жизни общества было подчеркива- ние ее обскурантизма. Между тем документы и материалы свидетельствуют о больших заслугах церковной интеллигенции в сфере культуры, про свещения и науки. Яркое подтверждение этому дает анализ научной и культурно-просветитель ской деятельности тверской церковной интелли генции. Несмотря на состояние моральной де прессии, она оказалась у истоков разносторонне го научного и творческого поиска. Археология и история, география и этнография, литература и философия, журналистика и книгоиздатель ство - таков был диапазон ее культурно-на учной деятельности. До середины 80-х гг. XIX в. в Твер ской губернии исследовательская работа как церковной, так и светской интеллигенцией проводилась индивидуально. С 1884 г. она протекает в рамках Тверской Ученой архивной комиссии (ТУАК) , созданной в губернии <<ДЛЯ сосредоточения и вечного хранения архивных дел и документов». Первыми ее членами из духовной среды стали архиепископ Савва, вика рий Антоний, протоиерей В. Владиславлев, свя щенники В. Успенский и В. Некрасов, преподава тель духовной семинарии В. Колосов 6 • Деятельность комиссии оживила культурную жизнь провинции, превратила Тверь в своего рода интеллектуал·ьный центр. Представители церковной интеллигенции в рассматриваемый период составили ядро Ученой комиссии. Вхо дившие в 90-е rг. в ее состав преосвященный Савва, новый викарий Гавриил, В. И. Колосов, Н. В. Лилеев, Н. А. Криницкий, М. В. Рубцов, В. И. Некрасов, И. А. Виноградов к этому времени сложились как ученые-исследователи. В научной сфере хорошо было известно имя архиепископа Саввы. Еще до назначения в Твер скую епархию в обширном списке его трудов содержались работы по истории монастырей различных епархий, по истории Палехской иконопИсной школы, указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы, археологиче ские труды. Большой интерес представляют его шеститомные автобиографические записки. Сав ва был редактором семитомного «Сборника мнений и отзывов Филарета, митрополита Мо сковского и Коломенского, по учебным и церков но-государственным вопросам>>. В 1895 r. Савве было присвоено звание доктора церковной истории и звание почетного члена Академии наук. 64 Викарий Гавриил был известен в духовной литературе солидными трудами «Нравственное
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1