Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты губернии, способствовали превращению ее в культурный центр. с · научной деятельностью церковной интелли генции тесно переплеталась издательская и жур налистская. Тверская церковная интеллигенция имела свой печатный орган - <<Тверские епархи альные ведомостю>. Его появление связано с именем протоиерея В. Ф. Владиславлева. Он являлся редактором газеты с 1876 г. по 1895 г. Выходили ведомости два раза в месяц. Каждый номер представлял собой небольшую брошюрку, содержащую официальную и неофи циальную части. Материал для печати подби рался с большой осторожностью и знанием дела. Творения отцов и учителей церкви представлены в «Тверских епархиальных ведомостях» в каче стве проповеднических материалов, обработан ных сообразно пониманию простого народа. В этом отношении можно указать на статьи <<0 сквернословию> _ из сочинений Климента Александрийского, <<Об одежде» - его же и мно гие другие. Гомилетический (проповеднический) отдел ведомостей представлен проповедями, поучениями, речами, словами и наставлениями тверских иерархов - Алексия, Евсевия, Димит рия, викариев Антония и Гавриила 90 • Деятель ными сотрудниками этого отдела были протоие реи и священники - И. Василевский, Гр. Перву хин, И. Сабинин, Н. Криницкий. Исторический отдел газеты был представлен очерками истории епархии, отдельных местно стей, губернского музея, биографическими све дениями видных деятелей Тверской епархии. Главным журналистом отдела был сам ре дактор - В. Ф. Владиславлев. Свои статьи и заметки по истории и археологии края он печатал без подписи 9 1 • Немало сведений содержалось и в других отделах газеты <<Современные известию>, <<Заметки>>, «Из жизни и практики приходского духовенства>>. От хроник и оценок политических событий «Тверские епархиальные ведомости» вплоть до 1905 г. воздерживались, твердо следуя линии на удовлетворение лишь интеллектуально религиозных , церковно-практических и нравст венных запросов пастырей и паствы. В предреволюционный и революционный пери оды приходская интеллигенция усилила свою проповедническую деятельность через епархи альную печать. Характер проповедей был актуа лизирован в связи с русско-японской войной, нарастающей социальной напряженностью. Предметами проповедей становятся обоснование военных действий, необходимость подвига, про паганда борьбы со «злонамеренными людьми>> 92 • С 80-х гг. XIX в. редакция епархиальных ведомостей стала издавать <<Историческую биб лиотеку>> Тверской . епархии. Сюда входили исследования по истории и древностям. Эк земпляры <<Исторической библиотеки» рассыла лись в различные ученые общества - в Пе- 14 тербургское Императорское археологическое об щество, Московское общество истории и древно стей Российских, в археологический институт, в Одессу, Киев, другие города 93 • Из среды церковной интеллигенции выдели лась небольшая группа публицистов, постоянно помещавших свои очерки на страницах светской губернской прессы. Это В. И. Колосов, А. Уша ков, И. Ильегорский, И. Сабинин и другие. Эти авторы не выступали с религи озно-нравственными поучениями, а касались общественно значимых проблем. А. Ушаков часто публиковал свои стихи, В. И. Колосов - литературные исследования. Епархиальные ведо мости не печатали такого рода материалы. И организационно, и творчески наиболее квалифицированные журналистские и литера турные силы привлекались в ТУАК для изда тельской деятельности. В рамках ее деятельно сти увидели свет исследования В. И. Колосова, И. А. Виноградова, М. В. Рубцова , А. Ушакова, В. Некрасова 94 • В 1907 г. усилиями светской и церковной интеллигенции создается Тверской общественно педагогический кружок. А. М. Андреев, препода ватель женского епархиального училища, и А. И. Федоров, преподаватель Тверской ду ховной семинарии, вошли в совет нового объеди нения. Общество ставило целью углубленное изучение учебно-воспитательного процесса и со действие его правильной постановке через взаимодействие школы, семьи и общества. Для достижения намеченных целей проводились теоретические исследования и практическая работа. Специальные комиссии разрабатьmали отдельные вопросы и результаты представляли в виде докладов и рефератов. Лучшие труды издавались. В педагогических и ученических коллективах устраивались лекции, экскурсии, выставки, обмен наглядными пособиями. Обще ство имело свою библиотеку. Материальный фонд общества составляли члеRские взносы, а также доходы· от проводимых мероприятий 95 • Энтузиазму церковной интеллигенции обяза ны своим существованием церковно-приходские школы. Церковно-приходская школа, тип кото рой предполагался особенно дешевым, оказалась вынужденной с каждым годом повышать свои расходы и в конце 90-х гг. XIX в. стала обходиться не дешевле земской, а в от дельных случаях и дороже, хотя в ее бюджете отсутствовала такая статья расхода, как содер жание законоучителя. В Тверской губернии низшие церковные школы менее других были обеспечены специальными школьными здания ми. Нередко занятия проводились в комнатах священнослужителя. Учебники и письменные принадлежности также приобретались учителя ми и священниками, церквями и училищными советами, церковным братством и земскими учреждениями на свои средства 96 •
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1