Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты губернии, способствовали превращению ее в культурный центр. с · научной деятельностью церковной интелли­ генции тесно переплеталась издательская и жур­ налистская. Тверская церковная интеллигенция имела свой печатный орган - <<Тверские епархи­ альные ведомостю>. Его появление связано с именем протоиерея В. Ф. Владиславлева. Он являлся редактором газеты с 1876 г. по 1895 г. Выходили ведомости два раза в месяц. Каждый номер представлял собой небольшую брошюрку, содержащую официальную и неофи­ циальную части. Материал для печати подби­ рался с большой осторожностью и знанием дела. Творения отцов и учителей церкви представлены в «Тверских епархиальных ведомостях» в каче­ стве проповеднических материалов, обработан­ ных сообразно пониманию простого народа. В этом отношении можно указать на статьи <<0 сквернословию> _ из сочинений Климента Александрийского, <<Об одежде» - его же и мно­ гие другие. Гомилетический (проповеднический) отдел ведомостей представлен проповедями, поучениями, речами, словами и наставлениями тверских иерархов - Алексия, Евсевия, Димит­ рия, викариев Антония и Гавриила 90 • Деятель­ ными сотрудниками этого отдела были протоие­ реи и священники - И. Василевский, Гр. Перву­ хин, И. Сабинин, Н. Криницкий. Исторический отдел газеты был представлен очерками истории епархии, отдельных местно­ стей, губернского музея, биографическими све­ дениями видных деятелей Тверской епархии. Главным журналистом отдела был сам ре­ дактор - В. Ф. Владиславлев. Свои статьи и заметки по истории и археологии края он печатал без подписи 9 1 • Немало сведений содержалось и в других отделах газеты <<Современные известию>, <<Заметки>>, «Из жизни и практики приходского духовенства>>. От хроник и оценок политических событий «Тверские епархиальные ведомости» вплоть до 1905 г. воздерживались, твердо следуя линии на удовлетворение лишь интеллектуально­ религиозных , церковно-практических и нравст­ венных запросов пастырей и паствы. В предреволюционный и революционный пери­ оды приходская интеллигенция усилила свою проповедническую деятельность через епархи­ альную печать. Характер проповедей был актуа­ лизирован в связи с русско-японской войной, нарастающей социальной напряженностью. Предметами проповедей становятся обоснование военных действий, необходимость подвига, про­ паганда борьбы со «злонамеренными людьми>> 92 • С 80-х гг. XIX в. редакция епархиальных ведомостей стала издавать <<Историческую биб­ лиотеку>> Тверской . епархии. Сюда входили исследования по истории и древностям. Эк­ земпляры <<Исторической библиотеки» рассыла­ лись в различные ученые общества - в Пе- 14 тербургское Императорское археологическое об­ щество, Московское общество истории и древно­ стей Российских, в археологический институт, в Одессу, Киев, другие города 93 • Из среды церковной интеллигенции выдели­ лась небольшая группа публицистов, постоянно помещавших свои очерки на страницах светской губернской прессы. Это В. И. Колосов, А. Уша­ ков, И. Ильегорский, И. Сабинин и другие. Эти авторы не выступали с религи­ озно-нравственными поучениями, а касались общественно значимых проблем. А. Ушаков часто публиковал свои стихи, В. И. Колосов - литературные исследования. Епархиальные ведо­ мости не печатали такого рода материалы. И организационно, и творчески наиболее квалифицированные журналистские и литера­ турные силы привлекались в ТУАК для изда­ тельской деятельности. В рамках ее деятельно­ сти увидели свет исследования В. И. Колосова, И. А. Виноградова, М. В. Рубцова , А. Ушакова, В. Некрасова 94 • В 1907 г. усилиями светской и церковной интеллигенции создается Тверской общественно­ педагогический кружок. А. М. Андреев, препода­ ватель женского епархиального училища, и А. И. Федоров, преподаватель Тверской ду­ ховной семинарии, вошли в совет нового объеди­ нения. Общество ставило целью углубленное изучение учебно-воспитательного процесса и со­ действие его правильной постановке через взаимодействие школы, семьи и общества. Для достижения намеченных целей проводились теоретические исследования и практическая работа. Специальные комиссии разрабатьmали отдельные вопросы и результаты представляли в виде докладов и рефератов. Лучшие труды издавались. В педагогических и ученических коллективах устраивались лекции, экскурсии, выставки, обмен наглядными пособиями. Обще­ ство имело свою библиотеку. Материальный фонд общества составляли члеRские взносы, а также доходы· от проводимых мероприятий 95 • Энтузиазму церковной интеллигенции обяза­ ны своим существованием церковно-приходские школы. Церковно-приходская школа, тип кото­ рой предполагался особенно дешевым, оказалась вынужденной с каждым годом повышать свои расходы и в конце 90-х гг. XIX в. стала обходиться не дешевле земской, а в от­ дельных случаях и дороже, хотя в ее бюджете отсутствовала такая статья расхода, как содер­ жание законоучителя. В Тверской губернии низшие церковные школы менее других были обеспечены специальными школьными здания­ ми. Нередко занятия проводились в комнатах священнослужителя. Учебники и письменные принадлежности также приобретались учителя­ ми и священниками, церквями и училищными советами, церковным братством и земскими учреждениями на свои средства 96 •

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1