Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты Основная масса учителей церковных школ представляла собой энтузиастов педагогического труда. Некоторые из них отличались высокой образованностью, педагогическим талантом. Од­ на из монастырских учительниц (Бежецкий Благовещенский монастырь) была награждена серебряной медалью <<За усердие>> и особые успехи в народном образовании. Такой же медалью был награжден и архимандрит Ново­ торжского Борисоглебского монастыря Арсе- ний~7 . К перечисленным уже начинаниям учитель­ ской интеллигенции относится и организация съездов учителей. В центре внимания их были вопросы профессионального мастерства и совер­ шенствования учебно-воспитательного процесса. Первый съезд учителей церковно-приходских школ состоялся в июле 1897 г., второй - в июле 1899 г. Организовывались съезды на базе духовной семинарии, с участием преподавателей светских учебных заведений. В образцовой воскресной школе проводились показательные уроки. Второй епархиальный съезд, кроме учеб­ но-воспитательных вопросов, обратился к быто­ вым сторонам жизни учителей и решил ходатай­ ствовать перед Синодом о повышении жало­ ванья. 98 На этом съезде было решено открыть в Твери новую школу за счет духовенства, и в сентябре уже была объявлена подписка на устройство этой школы. 99 В рамках съезда в июле 1899 г. в Твери состоялись кратко­ срочные певческие и педагогические курсы. Руководил ими епархиальный наблюдатель свя­ щенник И. Соловьев, переподготовку преподава­ телей проводили их наставники из духовной семинарии. Результаты работы съезда освеща­ лись в печати. В ней же отмечались и недо­ статки: косность и шаблонные методы обу­ чения,- а также рекомендовались к распростра­ нению наиболее приемлемые методики обу­ чения. Съезды и курсы учителей собирались не только в масштабах епархии, но и уездов, · благочиннических округов. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ т РАДИЦИОННЫМ направлением обще­ ственной деятельности тверской церков­ ной интеллигенции была благотвори- тельность. Осуществлялась она как через специ­ ально созданные органы, так и по личной инициативе. Благотворительные организации - попечительства, братства, общества появляются в Тверской губернии, как и во всей России, после реформы 1861 г. Уже к 9U-м гг. XIX в. здесь действовали более сотни приходских попечительств, два церковных братства - в Тве­ ри и Ржеве , общества вспомоществования бед­ ным ученикам Тверской духовной семинарии и духовных училищ, появлялись общества трез- 15 вости. 100 Углубление и развитие этого процесса вело, с одной стороны, к интенсификации деятельности, с другой - к разделению ее на <<внутреннюю»,- направленную на заботу о представителях узкого профессионального слоя, и <<внешнюю>> - о прихожанах. Примечателен тот факт, что раньше других обществ возникли те, которые были направлены вовне - на под­ держку и помощь неимущим прихожанам. Прежде всего это приходские попечительства. Возглавлялись они приходскими священниками. В короткий срок некоторые из них добивались больших успехов и даже искореняли на террито­ рии своих приходов такое явление, как нищен­ ство! 0 1 В 8O-е гг. XIX в. уже упо­ мянутые приходские попечительства имели ка­ питал в 1 300 ООО руб. для оказания помощи неимущим прихожанам! 0 2 Однако количество попечительств считалось недостаточным для епархии. Рост попечи­ тельств сдерживал недостаток средств, поэтому епархиальное начальство разрешило священнос-­ лужителям проводить в церквах особый кру­ жечный сбор в пользу приходских благотвори­ тельных учреждений. Например, с 1881 г. Св. Си­ нодом было разрешено производить сбор пожертвований в пользу слепых в течение недели . о Слепом (пятая неделя Пасхи) во всех городских и монастырских церквах. К 9O-м гг. XIX в. приходские по- печительства выросли и окрепли настолько, что стали жертвовать на устройство в епархии церковных школ, на содержание причтов, устройство храмов 103 . Примером деятельности приходских попечительств может служить Симе­ оновское братство во имя Хри.ста Спасителя в Твери. Его организовал в 1895 г. священник Симеоновской церкви А. Плетнев. Помощь бедным прихожанам оказывалась в виде ежеме­ сячных денежных пособий или единовременных выдач перед церковными праздниками; в случае смерти и болезни члена семьи и других несча­ стий. Денежные средства общества были невели­ ки, поэтому нуждающихся снабжали одеждой, обувью, продуктами, которые состоятельные прихожане жертвовали церкви. При обществе была открыта бесплатная библиотека. Приходские попечительства имели преимуще­ ства перед светскими благотворительными орга­ низациями. Последние должны были содержать специальный штат при своих учреждениях, что на определенную сумму сокращало фонд помо­ щи. А в приходском попечительстве священник­ организатор хорошо знал нужды прихожан и справедливо распределял средства. Пособия в таких попечительствах выдавали ежемесячно. Существенную помощь оказывала церковь неимущим слоям населения губернии и через епархиальное попечительство при духовной кон­ систории. В основном на добровольные по­ жертвования церквей и монастырей в Тверской губернии к 1895 г. существовали 165 приютов,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1