Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты 6 больниц и 12 богаделен. 104 Пособия из попечительского фонда выдавались сиротам и бедным до 18 лет и особо нуждающимся после 40 лет до кончины. 1 05 О нуждах престарелых и больных граждан заботились не только церковные, но и земские организации. Однако церковные были более доступны для крестьян. В Тверской губернии, несмотря на то, что земским ведомством было организовано 7 приютов для бедных в Бежецком, Осташковском, Кашинском, Старицком и Ржев ском уездах, неудовлетворенных ходатайств в губернской управе к 1900 г. накопилось более 90. Принимались на государственное обеспече ние ежегодно только 1- 2 человека. 106 По масштабам деятельности и четкости в работе церковные благотворительные организации пре восходили светские общественные организации, занимавшиеся проблемами общественного при зрения, так как деятельность земских благотво рительных организаций не регулировалась гу бернским земством. В 1901 г. обсуждался вопрос об учреждении земских попечительств по типу церковных, но за неимением средств решен не был. Лишь в 1908 году земство вернулось к его обсужде нию.' 07 К тому же церковные приюты и бога дельни принимали неимущих без различия сословий, а светские организации основное внимание уделяли народу - низшим классам, оставляя без внимания обедневших дворян. Так, только Зубцовское и Весьегонское попечитель ства выдавали единовременные пособия дворя нам, совершенно не имеющим средств, да Калязинская богадельня на 8 кроватей принима ла их при наличии мест. Остальные земские попечительства отказывали в помощи этой категории граждан. 1 08 С утратой замкнутости духовных заведений функции епархиальных попечительств расширя лись - они стали проявлять заботу и о нуждаю щихся учениках и ученицах. В Тверской епархии действовало несколько таких обществ. В 1879 г. было создано общество вспомоществования уче никам Тверской духовной семинарии. Учрежде но оно было по инициативе одного из преподава телей - И. А. Виноградова. В его состав вошли не только наставники семинаристов, но и депута ты от духовенства. Все сочувственно отнеслись к этому начинанию. Минимум членского взноса был определен в 3 руб. в год, но большинство преподавателей вносили по 5 руб., а двое по 50 и 100 руб. Так же поступали и некоторые священнослужители. Общество оказывало по мощь заимообразно. Однако его услугами часто пользовались семинаристы. В течение года в общество обращались по 80- 100 учащихся, <<долги>> воспитанников были неодинаковыми - от 50- 60 коп. до 1 О руб. · Одновременно распределялись средства и из благотворитель ных сумм - только за три месяца 1904- 1905 года безвозмездно была оказана помощь 16 в размере от 1 О до 30 руб. 118 воспитанникам на сумму 2276 руб. 109 Таким образом, семинаристам предоставлялась возможность закончить бого словское образование. По примеру семинарии попечительства о бед ных учениках и ученицах духовного звания стали создаваться при каждом учебном заведе нии Тверской епархии. Даже во вновь открытом Тверском епархиальном училище за счет попечи телей в 1895 г. было принято 30 девочек-сирот, затраты на обучение и воспитание составляли 2500 руб. в год.' ' 0 Кроме попечительств нуждами бедных воспи танников духовных учебных заведений занима лись специально организованные благотвори тельные общества. К примеру, в том же Тверском епархиальном женском училище с 9 июня 1904 г. открылось благотворительное общество во имя святой великомученицы Варва ры. Работало оно под почетным председа тельством архиепископа Димитрия и включало 108 членов из духовного звания и светских лиц. Средства общества к 1 января 1905 г. составляли 2652 руб. 65 коп., из них значительная часть - пожертвования церковной интеллигенции, в том числе из монашеской среды. 111 Общество святой Варвары не было един ственным. Подобные общества в значительной степени облегчали задачи попечительств. Пожертвования в пользу <<недостаточных>> учеников и учениц регулярно собирались и с при чтов, и с обитателей монастырей. А при Воскресенском Новоторжском монастыре был открыт приют, где на средства монастыря содержались и обучались ежегодно 50-60 дево чек -сирот из семей священников и крестьян' 12 • Распространенным явлением было «открытие>> именных стипендий в духовных училищах и се минарии - имени протоиерея А. Колосова в Осташковском духовном училище, имени архие пископа Саввы - в семинарии. Наблюдая деятельность попечительств и бла готворительных обществ, ощущая поддержку частных лиц, воспитанники и воспитанницы духовных заведений получали незабываемые уроки, вырабатывали потребность в дальнейшем следовать примеру своих попечителей. Примеры филантропической деятельности тверской церковной интеллигенции можно было бы продолжить. Но уже и перечисленных достаточно, чтобы заключить: она была раз нообразной, всеохватывающей и довольно эффективной. Особенно значительно, что кроме материальной помощи, она несла мораль ную поддержку, оказывала большое нравствен ное воздействие на прихожан. Дополняли систему благотворительных обще ственных организаций церковные братства. На территории Тверской епархии их было два. Ржевское Дионисиевское братство, которое об разовалось в 1871 г., имело приют для мальчиков всех сословий и обучало их столярному ре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1