Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты Призывы Казанского не сразу нашли под­ держку среди общественности губернии. И лишь в 1910 г. тверской священник Николай Поклон­ ский вновь поднял этот вопрос, но уже более тревожно и требовательно, предлагая меры случайного характера заменить организованной борьбой с детским алкоголизмом 123 • Общества трезвости нередко испытывали нужду в сред­ ствах. Но энтузиасты благотворительности не опу­ скали рук. В конце 90-х гг. XIX в. представители церковной интеллигенции пришли к мысли о создании под эгидой церкви столичного и провинциальных центров борьбы общественно­ сти с алкоголизмом и пьянством 124 • Усилиями церко13ной интеллигенции движение за трезвость приобрело массовый характер. Хотя движение за трезвость не могло искоренить само явление пьянства, тем не менее общегуманистический характер его очевиден. В 1904 г. возникает новый тип церковных общественных организаций - комитеты по сбо­ ру пожертвований на нужды раненых во время русско-японской войны. Только в первые месяцы деятельности Тверского комитета, куда входили и церковные власти и рядовые священники, было собрано 1815 руб., организовано 9 лазаретов при церквах и монастырях 1 25 • Детей-сирот погибших офицеров брали в училища духовного ведомства в качестве стипендиатов. Из числа монахинь и монахов формировались отряды сестер и брать­ ев милосердия. Средства, собранные в епархии, направлялись в тверское местное управление Рос­ сийского общества Красного Креста. Пожерт­ вования продолжали поступать и после закры­ тия комитета с окончанием войны. Они наорав~ лялись на нужды раненых и их семей. Дея­ тельность тверской церковной интеллиген­ ции была отмечена благодарностью Св. Синода. Организация помощи раненым и пострадав­ шим во время русско-японской войны опередила подобное начинание в светских кругах. Распоря­ жение тверского губернатора об учреждении губернского комитета по обеспечению судеб осиротевших детей, чьи родители погибли в войне с Японией, разошлось по уездным зем­ ским управам только в августе 1905 г . 127 Вне церковных общественных организаций проходила благотворительная деятельность мо­ настырского духовенства. На монастырские средства в Тверской епархии содержалось 6 бо­ льниц и 12 богаделен. При монастырях содержа­ лись приюты для сирот, училища. С 1896 г. при Gежецкой Благовещенской общине (позднее - Благовещенский монастырь) на полном иждиве­ нии находилось 50 сирот и бедных учениц 1 28 • Часть монастырских средств направлялась на государственные нужды - в воинские благотво­ рительные общества, в организации Красного Креста и общества слепых и различные профес­ сиональные общества. Местные <<направления средств» были пропорциональны губернским и уездным нуждам. Ежегодно пополнялся фонд 18 помощи чиновникам консистории и <<недоста­ точным» ученикам и ученицам духовных училищ и семинарий. Посильную помощь оказывало монастырское духовенство и местным светским филантропическим обществам, которые действо­ вали практически во всех уездных городах Тверской губернии. Жертвовали на постройку и организацию новых церковно-приходских школ или давали возможность двум - трем учащимся-сиротам получать стипендию, состав­ ленную из пожертвований монашествующих 129 • Весьма показательна частная благотворитель­ ность церковной интеллигенции. Известно нема­ ло инициаторов значительных пожертвований и систематической помощи населению. Напри­ мер, в селе Каменка Тверской губернии на средства местного священника, волостного стар­ шины и писаря был построен народный дом с чайной и читальней, зал для спевок хора, концертов и народных чтений, устроены попечи­ тельство, ссудо-сберегательное товарищество, вольное пожарное общество, склад семян и зем­ ледельческих орудий, потребительское обще­ ство 130. Настоятель Осташковского монастыря иеро­ монах Никандр регулярно жертвовал небольшие суммы в пользу городского благотворительного общества. Передал часть личной библиотеки в фонд семинарии преподаватель М. И. Митро­ польский. Известны случаи, когда священнослу­ жители брали на воспитание осиротевших де­ тей 131. При участии церковной интеллигенции проте­ кала работа светских благотворительных об­ ществ <<Доброхотной копейкю>, << Тверской Се­ ребряной общины сеете? милосердию>, <<Поощре­ ния женского труда>> 13 • Когда в начале 90-х гг. в широких кругах общества настойчиво заговорили о необходимо­ сти содействия развитию внешкольного образо­ вания через устройство народных библиотек, читален, народных чтений, воскресных школ, и в 1895 г. Тверское земство постановило открыть 12 библиотек - по одной в каждом уезде,- церковное ведомство поддержало это начинание. К э.тому времени оно уже имело опыт организации библиотечного дела. Еще в 1878 г. на страницах епархиальных ведомостей было высказано предложение о создании биб­ лиотек не только для духовенства, но и для прихожан. Редакция епархиального издания и открыла первую библиотеку. Фонд ее состоял из 8 наименований духовных журналов, епархи­ альных ведомостей 31 епархии, 7 светских периодических изданий. Лица духовного звания пользовались библиотекой бесплатно, светские должны были вносить в кассу библиотеки 50 коп. в год. Библиотека помещалась в здании Твер­ ской Владимирской церкви. 133 Через некоторое время открылась втор~я библиотека, основало ее братство св. кн. Михаила Ярославича. Неболь­ шие библиотеки имело каждое общество трезво­ сти.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1