Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты Уже на первом этапе сотрудничества церков ной интеллигенции с земской общественностью были открыты три библиотеки, а в 1899 г. по инициативе архиепископа Димитрия был органи зован комитет по созданию доступной епархи альной библиотеки 134 . Учредители библиотек сталкивались с запретами, ограничениями пере чня книг, допущенных для чтения, материальны ми трудностями. Поэтому и здесь залогом эффективности являлось соединение усилий земской и церковной интеллигенции. Как более обеспеченные, земства нередко жертвовали неко торые суммы на устройство церковных обще ственных библиотек. На совместные средства Власьевского Казанского общества трезвости и пособия в 50 руб. от Тверского уездного земства в селе Власьеве была организована библиотека, где 250 экземпляров книг распреде лились по 8 отделам. Самый крупный раздел - 102 экземпляра - был беллетристический 1 35 . В конце 9O-х гг. церковная интеллигенция Тверской губернии поддержала такое важное начинание земства как устройство яслей-прию тов в период весенне-полевых работ. Инициатива организации яслей принадлежала Училищной комиссии и объяснялась необходимостью сокра тить количество пожаров из-за детской шалости, предотвратить рост эпидемий желудочно-ки шечных заболеваний и сократить детскую смерт ность. Губернское земство на создание детских яслей ассигновало в 1899 г. 1200 руб.- 100 руб. на каждый уезд. Первые ясли были организованы в Тверском уезде. Летом 1900 года они откры лись в Ямской Слободе и в селе Бели Архиерей ские1 36. Через год их было уже 11 в 8 уездах губернии. Конечно, это число было очень незначительно. Расширить гуманитарную по мощь населению не позволяли ограниченные средства. Тогда в монастыри и крупные приходы направлены были земством письма с предложе ниями принять участие в финансировании этого мероприятия 137 . Собственными средствами - причтовыми и монастырскими - частично кружечным сбором тверское духовенство вносило лепту в организа- , цию дошкольных детских учреждений. А свя щенник Травин в деревне Устье Калязинского уезда организовал ясли на собственные сред ства 138 . Активную работу вели священнослужители в попечительствах о тюрьмах. Попечительства организовывались земствами, однако их деятель ность без участия церковной интеллигенции была бы менее заметной и успешной. Священнослужители открывали при тюрьмах школы для арестантов, где узники могли нау читься счету и письму, овладеть каким-либо ремеслом. Для улучшения экономического со держания тюрем при церквах были установлены кружки, содержимое которых поступало в фонд комитетов, производились частные пожертвова ния 139. 2• 19 Озабоченная ростом детской преступности и содержанием детей в заключении совместно со взрослыми (182 ребенка к 1892 г. содержалось в губернских тюрьмах), церковная обществен ность поддержала идею земской интеллигенции изолировать детей-преступников в специаль ной колонии - приюте. В комитете по организации общества земле дельческих колоний и ремесленных приютов церковную интеллигенцию представлял протои ерей Г. Первухин. Членами общества стали и другие представители тверского духовенства. Они должны были не только своими трудами содействовать успеху работы общества, но и вносить в его кассу определенные суммы 140. Открытие колонии состоялось 20 ок тября 1896 г. в селе Бавыкине Тверского уезда. Представители церковной интеллигенции вели статистический учет беспризорных и бездомных детей, контролировали соблюдение уставных норм. Священник Тихомиров входил в состав педагогического коллектива 141 . Благотворительная деятельность являлась од ним из важных направлений в общественной работе церковной интеллигенции. Созданные ею филантропические учреждения действовали чет ко и слаженно, последовательно. Церковные попечительства, общества, комитеты, частные лица оказывали систематическую поддержку населению без различия званий и сословий. Гуманистический характер деятельности церков ной интеллигенции являлся живым примером служения народу. Участие в филантропической и просветитель ской деятельности церковной интеллигенции не проходило бесследно : она сбли- жалась с народом, постигала его проблемы , радикализировались ее взгляды . Неа декватность усилий и достигаемой цели нередко рождала в церковной интеллигентской среде мысль о невозможности решения проблем без изменения существующей системы. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ ЦЕРКОВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ РЕЖДЕ чем приступить к анализу обще " ственно-п"олитических позиций тверской церковнои интеллигенции, следует отме тить, что со времен Петра I церковное ведомство слилось с государством как аппаратом управле ния, его служители должны были официально поддерживать государственную политику. В ре альной жизни положение было иным, и ситуация в Тверской губернии отражает его типические черты. Политические взгляды тверской церковной интеллигенции в предреволюционный период были весьма пестрыми и вр многом определялись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1