Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты положением на иерархической лестнице. Приви легиями , высоким жалованьем, наградами само державие исключало почву для острых конфлик тов церковных верхов с государством. Средний слой - профессорско-преподаватель ский - в силу специфики профессии и матери альной зависимости от государства характеризу ется пассивностью. Хотя за плечами большин ства преподавателей была <<крамольная» Твер ская дУховная семинария, чтение нелегальной литературы, репутация либералов, отношение к политическим событиям ими открыто не высказывалось. Даже в период шумного обсуж дения уставных семинарских вопросов у епархи ального архиерея не было причин для беспокой ства. В одном из частных писем он замечал: «Моя семинарская интеллигенция ведет только публичные споры и распри и занята сейчас выборами нового ректора>> 1 42 • Участие в полити ческих делах губернии для священнослужителей проходило в официальных рамках: избирались депутаты в губернское и уездные земские собрания, в городские дУМЫ. Избегала политических мотивов и епархиаль ная пресса. На политической эволюции церковной интел лигенции сказались особенности расстановки сил в пределах губернии. В миниатюре здесь существовали все политические группировки, которые имелись в стране. Активным легальным лидером являлось Тверское земство, где руково дящая роль принадлежала группе среднепоме стных дворян. Представители всех существующих партий искали опоры среди различных слоев населения, не исключая и церковное сословие. Процесс поляризации церковной интеллигенции уско рился в начале первой революции и . четко обозначился после манифеста 17 октября 1905 г. Административная часть тверской церковной интеллигенции некоторое время занимала выжи дательную позицию. Только к концу января была подготовлена информация для епархиальной прессы - обращение Св. Синода, где сообща лось «о тяжких испытаниях, постигших Отече ство,- стачках, забастовках и уличных беспо рядках злонамернных людей и врагов Отече 'ства>> 143. 28 января 1905 г. епархиальные власти собрали уездное дУХОвенство, которое получило рекомендации для дальнейших действий. А 30 января состоялось собрание духовенства церквей города Твери по вопросам пастырской деятель ности. Для предотвращения в Твери событий, подоб- . ных происшедшим в Петербурге, архиепископ Димитрий призвал сосредоточиться на дУховно нравственном просвещении - открыть народные чтения в зале епархиального дома и приобрести фонарь для <<туманных картию> , пожертвовав на эти цели 50 рублей. Для руководства чтением была избрана организационная комиссия во главе с ректором дУховной семинарии архи мандритом Евгением. Начались чтения уже 20 в феврале. Проводили их не только приходские священники, но и преподаватели семинарии +- М. Соколов, П. Дубакин 1 44 • В «Тверских епархиальных ведомостяю> стали регулярно появляться обращения к народУ с ярко выраженной верноподданнической окра ской. Аналогичные настроения обозначались и в других прослойках интеллигенции. На первом этапе революции у приходских свя щенников это выразилось в изменении характера проповедей 1 45 • Консервативная группа церковной интеллигенции последовательно поддерживала политику государства и губернских властей на протяжении всего революционного периода. Когда ее действия принимали ярко выраженный реакционный характер, то вызывали возмущение прЬгрессивных сил губернии. Так, например, было негативно воспринято решение Тверской дУховной консистории и тверского архиерея обязать приходскую интеллигенцию осудить так называемое << Выборгское воззвание>> и доносить на тех прихожан, которые будУт его читать или пропагандировать 1 46 • Резкое осуждение среди дУховенства вызвала деятельность в дУхе <<чер ной сотню> священника с. Селихово Ржевского уезда Данилова. Ржевское духовенство потребо вало удаления Данилова от службы, так как он <<наложил на всех грязное и темное пятно>> 1 47 • Оппозиционно настроенные представители церковной интеллигенции все чаще выходили за пределы своих корпоративных интересов и при соединялись к политическим партиям. Уже с первых дней революции открыто заявил о своих симпатиях либералам преподаватель ский состав дУховных учебных заведений. Учите ля низших церковных школ оказали поддержку демократическим партиям. Священнослужители Твери и уездов_ примкнули прежде всего к тем партиям, которые искали их участия,- кадетам и монархистам. Последних привлекала прочная и давняя связь священников с народом. Что же касается так называемых <<левых» партий, то они устанавливали связи с этим сословием с осто рожностью и большее предпочтение отдавали семинаристам. Весьма популярной в Твери была типично <<городская>> партия кадетов. К 1906 г. в Твер ской губернии открылись уже 8 местных комите тов партии конституционных демократов. Дея тельность их значительно затруднялась охрани тельными мерами администрации губернии - пропаганда идей партии квалифицировалась как совращение граждан с пути <<Истинного>>. Тем не менее среди тверских кадетов оказалось немало либерально настроенных священников и препо давателей дУХОвных учебных заведений. Офици ально !'1 кадетской партии к 1906 г. было зарегистрировано 4 священника-функционера и один преподаватель Тве~ской духовной семи нарии - В. И. Колосов 48 • Однако частная переписка лидеров партии и ее центрального комитета показывает, что священники из уезд ных городов, где не было местных комитетов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1