Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты партии кадетов, обращались прямо в централь ный комитет с просьбой <<Любыми способами и высылкой литературы помочь в борьбе с ре акцией за освобождение» 1 49 • Симпатии к партии народной свободы (кадет ской) проявились в содействии проведению местным комитетом партии различных собраний и политических кампаний. Так, в Твери к услу гам губернского комитета партии кадетов был зал общества трезвости <<Мир>>, которым руково дил священник А. Плетнев. 150 Оппозиционный настрой священников отчетливо обнаружился во время выборов в I Государственную дУму. Толь ко по Ржевскому уездУ баллотировалось 25 свя щенников-кадетов. 15 1 Либеральная ориентация большой части пре подавательской интеллигенции выявилась при организации <<Союза преподавателей дУХовных учебных заведений>> в ноябре 1905 г. Эта категория интеллигенции единственная из цер ковной среды предприняла поnытку консолиди роваться и создать самостоятельную организа цию, причем не только губернскую, а в масшта бах государства. Местный <<Союз>>, а затем и общероссийский, мыслилось создать по типу светских интеллигентских - <<Всероссийского Союза адвокатов>>, <<Всероссийского медицинско го персонала>>, которые образовались в марте мае 1905 г. в нарушение существующих правил и узаконений. К осени 1905 г. эти союзы уже имели некоторый опыт практической деятельно сти и служили примером для других отрядов интеллигенции. Тверской <<Союз преподавателей духовных учебных заведений», лидером которого был член городского комитета кадетской партии препода ватель семинарии В. И. Колосов, объединил сразу 150 членов. Устав его включал довольно умеренные программные требования. Главной задачей <<Союза>> провозглашалась борьба за гуманистические методы обучения и воспитания, за улучшение материального и правового поло жения преподавателей. Но за узкопрофессио нальные рамки <<Союз>> выводило требование свободы мнений и убеждений. 1 52 Именно это требование лишало его поддержки ректора семинарии и епархиальных властей. Не импони ровали им и такие акции <<Союза», как сбор средств в пользу забастовавших почтово-теле графных работников. Ректор семинарии катего рически запретил собрания <<Союза>> в здании учебного заведения, и они устраивались на частных квартирах. 153 Либеральный настрой преподавателей стал причиной придирок ревизора из Синода. Пово дом для его визита в Тверскую семинарию послужил выход тверского <<Союза>> за пределы губернии, рассылка в приватном порядке воззва ний в 15 дУховных семинарий и инициативы созыва съезда преподавателей. Проведенное в Твери расследование признало существование <<Союза>> незаконным , и он бьт распущен. В. И. Колосов и члены оргкомитета последними 21 признали незаконность <<Союза>> и обратились · к властям с просьбой не подвергать бывших его членов репрессиям. После разгрома «Союза» либеральные преподаватели сосредоточились во круг губернского и уездных комитетов кадетской партии. Консервативная часть церковной интелли генции делила свои симпатии междУ октябриста ми и крайними монархистами. <<Союз 17 октяб ря>> в Тверской губернии не получил массовой опоры в среде священнослужителей. В период 1905- 1907 гг. было зарегистрировано всего 7 немногочисленных отделений этой партии в нескольких уездных городах, к которым присоединилась хотя и авторитетная, но немно гочисленная часть церковной интеллигенции. Черносотенные организации в Тверской . гу бернии появились в 1906 г. Учредительное собрание <<Союза русского народа>> состоялось в Твери, но фактическим центром движения стала Старица, где начал выходить печатный орган объединения <<Тверское Поволжье>> . Изда телем газеты являлся известный в губернии своими ортодоксально правыми взглядами жи тель г. Старицы И. П. Крылов. Членство в <<Союзе>> всем известных свя щенников Иоанна Кронштадского, И. Восторго ва, местных общественных и научных деятелей из церковной среды, агитационная поездка по уездным городам члена Московского отделения «Союза>> А. А. Александрова способствовали появлению отделений организации в нескольких уездах губернии. Коряевским и Кашинским филиалами руководили дУховные лица, активно сотрудничало в <<Союзе русского народа» ста рицкое и зубцовское дУХОвенство. В Зубцове, например, протоиерей М. П. Рязанов регулярно собирал городское и уездное дУховенство для выработки планомерных действий в борьбе с социализмом. 154 Однако далеко не все предста вители приходской интеллигенции разделяли идеи <<Союза>>. Давние традиции Тверского либерального земства делали эту организацию маловлиятельной среди других отрядов церков ной интеллигенции. Многие открыто игнорирова ли интересы и деятельность «Союза>>. Так, священник Н. Лебедев, возглавлявший Власьев ское общество трезвости, отказался предоста вить тверскому отделению <<Союза» помещение для проведения собраний. Лебедев заявил, что <<те цели, которые преследУет <<Союз>>, преступ ны, что <<русские люди>> желают достичь их путем насилия, что он как служитель божий, не может одобрить их>>. По тем временам это был смелый поступок. Черносо.тенцы немедленно объявили Лебедева дУшевнобольным и реко мендовали ему добровольно снять сан. 155 Приме чательным является и тот факт, что архиепископ не входил в число членов черносотенного союза, хотя и посещал его особо важные собрания. Когда стали очевидными политическая демаго гия. черносотенцев, участие в организации город ских деклассированных элементов, часть свя-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1