Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты партии кадетов, обращались прямо в централь­ ный комитет с просьбой <<Любыми способами и высылкой литературы помочь в борьбе с ре­ акцией за освобождение» 1 49 • Симпатии к партии народной свободы (кадет­ ской) проявились в содействии проведению местным комитетом партии различных собраний и политических кампаний. Так, в Твери к услу­ гам губернского комитета партии кадетов был зал общества трезвости <<Мир>>, которым руково­ дил священник А. Плетнев. 150 Оппозиционный настрой священников отчетливо обнаружился во время выборов в I Государственную дУму. Толь­ ко по Ржевскому уездУ баллотировалось 25 свя­ щенников-кадетов. 15 1 Либеральная ориентация большой части пре­ подавательской интеллигенции выявилась при организации <<Союза преподавателей дУХовных учебных заведений>> в ноябре 1905 г. Эта категория интеллигенции единственная из цер­ ковной среды предприняла поnытку консолиди­ роваться и создать самостоятельную организа­ цию, причем не только губернскую, а в масшта­ бах государства. Местный <<Союз>>, а затем и общероссийский, мыслилось создать по типу светских интеллигентских - <<Всероссийского Союза адвокатов>>, <<Всероссийского медицинско­ го персонала>>, которые образовались в марте­ мае 1905 г. в нарушение существующих правил и узаконений. К осени 1905 г. эти союзы уже имели некоторый опыт практической деятельно­ сти и служили примером для других отрядов интеллигенции. Тверской <<Союз преподавателей духовных учебных заведений», лидером которого был член городского комитета кадетской партии препода­ ватель семинарии В. И. Колосов, объединил сразу 150 членов. Устав его включал довольно умеренные программные требования. Главной задачей <<Союза>> провозглашалась борьба за гуманистические методы обучения и воспитания, за улучшение материального и правового поло­ жения преподавателей. Но за узкопрофессио­ нальные рамки <<Союз>> выводило требование свободы мнений и убеждений. 1 52 Именно это требование лишало его поддержки ректора семинарии и епархиальных властей. Не импони­ ровали им и такие акции <<Союза», как сбор средств в пользу забастовавших почтово-теле­ графных работников. Ректор семинарии катего­ рически запретил собрания <<Союза>> в здании учебного заведения, и они устраивались на частных квартирах. 153 Либеральный настрой преподавателей стал причиной придирок ревизора из Синода. Пово­ дом для его визита в Тверскую семинарию послужил выход тверского <<Союза>> за пределы губернии, рассылка в приватном порядке воззва­ ний в 15 дУховных семинарий и инициативы созыва съезда преподавателей. Проведенное в Твери расследование признало существование <<Союза>> незаконным , и он бьт распущен. В. И. Колосов и члены оргкомитета последними 21 признали незаконность <<Союза>> и обратились · к властям с просьбой не подвергать бывших его членов репрессиям. После разгрома «Союза» либеральные преподаватели сосредоточились во­ круг губернского и уездных комитетов кадетской партии. Консервативная часть церковной интелли­ генции делила свои симпатии междУ октябриста­ ми и крайними монархистами. <<Союз 17 октяб­ ря>> в Тверской губернии не получил массовой опоры в среде священнослужителей. В период 1905- 1907 гг. было зарегистрировано всего 7 немногочисленных отделений этой партии в нескольких уездных городах, к которым присоединилась хотя и авторитетная, но немно­ гочисленная часть церковной интеллигенции. Черносотенные организации в Тверской . гу­ бернии появились в 1906 г. Учредительное собрание <<Союза русского народа>> состоялось в Твери, но фактическим центром движения стала Старица, где начал выходить печатный орган объединения <<Тверское Поволжье>> . Изда­ телем газеты являлся известный в губернии своими ортодоксально правыми взглядами жи­ тель г. Старицы И. П. Крылов. Членство в <<Союзе>> всем известных свя­ щенников Иоанна Кронштадского, И. Восторго­ ва, местных общественных и научных деятелей из церковной среды, агитационная поездка по уездным городам члена Московского отделения «Союза>> А. А. Александрова способствовали появлению отделений организации в нескольких уездах губернии. Коряевским и Кашинским филиалами руководили дУховные лица, активно сотрудничало в <<Союзе русского народа» ста­ рицкое и зубцовское дУХОвенство. В Зубцове, например, протоиерей М. П. Рязанов регулярно собирал городское и уездное дУховенство для выработки планомерных действий в борьбе с социализмом. 154 Однако далеко не все предста­ вители приходской интеллигенции разделяли идеи <<Союза>>. Давние традиции Тверского либерального земства делали эту организацию маловлиятельной среди других отрядов церков­ ной интеллигенции. Многие открыто игнорирова­ ли интересы и деятельность «Союза>>. Так, священник Н. Лебедев, возглавлявший Власьев­ ское общество трезвости, отказался предоста­ вить тверскому отделению <<Союза» помещение для проведения собраний. Лебедев заявил, что <<те цели, которые преследУет <<Союз>>, преступ­ ны, что <<русские люди>> желают достичь их путем насилия, что он как служитель божий, не может одобрить их>>. По тем временам это был смелый поступок. Черносо.тенцы немедленно объявили Лебедева дУшевнобольным и реко­ мендовали ему добровольно снять сан. 155 Приме­ чательным является и тот факт, что архиепископ не входил в число членов черносотенного союза, хотя и посещал его особо важные собрания. Когда стали очевидными политическая демаго­ гия. черносотенцев, участие в организации город­ ских деклассированных элементов, часть свя-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1