Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты щенников стала отходить от <<Союза русского народа>>. В 1907 г. отмечался массовый выход членов из черносотенных организаций Кимрско го, Тверского и других уездов. А в Старицком отделении во вновь образовавшемся союзе «Чернее <<Черной Сотню> священники присут ствовали единицами. 156 Лидеры <<Союза>> не могли приостановить это движение и объясняли поступки священников их политической неразвитостью, которая и породи ла такие нелепые карикатуры, как «священ ник-кадет», <<священник-революционер>>, «священ- ник-социал-демократ>> .1 5 7 Спекулируя на нацио нальных чувствах, а также на членстве в <<Союзе>> «первых ЛИЦ>> губернии, черносотенцы призывали представителей церковной интелли генции пополнять ряды <<Союза>>, чтобы не быть <<отщепенцами в великой семье русского народа>>. Деятельность эсеров в Тверской губернии оживилась в период накала крестьянского дви жения. Начавшееся в феврале-марте 1905 г., к лету оно достигает особого напряжения. Одновременно укреплялось и расширялось влия ние эсеровской пропаганды. Представители Тверской губернии также включились в это движение - делегаты от крестьян участвовали в работе второго съезда крестьянского Союза . Одним из ярких моментов крестьянской борьбы стала организация кашинским священни ком Андреем Голиковым местного крестьянского Союза. 1 б ноября 1905 г. о. Андрей и сту дент А. Скрипицын провели митинг в селе Шелтомежи - приходе Голикова. Пригласили на него крестьян Бобровской волости - около 500 человек. Голиков открыл собрание речью, в которой порицал существующие в России порядки и предлагал образовать <<Союз протесту ющих>>, причем рекомендовал крестьянам не признавать земских начальников, волостных старшин, судов урядников, не исполнять их распоряжений, не производить никаких плате жей, а пpI-t аресте членов Союза освобождать их своими силами, с сотских и десятских снять и х полицейские обязанности и возложить на них обязанности по постановлению <<Союза>>. 1 5 8 Программа этого <<Союза>> , составленная на эсеровской платформе, была конкретнее и ради кальнее, чем резолюции второго общероссийско го съезда крестьянского <<Союза». На митинге была создана рабочая комиссия - <<Комитет союза Бобровской волостю>, выработана про грамма его деятельности из 26 пунктов, избраны должностные лица - председатель, его помощ ник, делопроизводитель и секретарь. Подобные митинги-собрания Голиков намерен был прове сти и в других волостях уезда. События в Кашинском уезде стали известны властям. Обер-прокурор Синода Оболенский предписал <<Принять решительные меры к свя щеннику Голикову>>. Однако в период декабрь ского подъема революции это могло вызвать бунт крестьян, которые толпой сопровождали священника на допрос, стояли под окнами его 22 дома во время обыска. 18 декабря обер-прокурор повторно потребовал пре~ечь <<революционную деятельность священника>>. 159 Голиков был за ключен в монастырь, а позднее лишен сана и пе реведен в монастырскую общину <<Божье дело>>, своими нrавами и обстановкой напоминавшую тюрьму. 1 6 Заточение молодого пастыря вызвало сочув ствие в широких кругах интеллигенции. Доста точно сказать, что <<Церковный вестник» напеча тал два письма <<политического>> священника Голикова, а тверской епархиальный съезд обра тился с ходатайством о смягчении участи заключенного. 161 Демократические идеи разделяли и некоторые учителя церковно-приходских школ. Идеи социа лизма в церковной среде были весьма непопу лярны, они противоречили идеям христианства (например : коллективизм и свобода личности). К тому же носители социалистических идей были непримиримыми врагами религии. Оттого контакты церковной интеллигенции с большеви ками единичны и случайны . . <<Красными агитаторами>> называли священни ков села Селихово о. Арсения и села Корчена о. Ивана. Священник из Вышневолоцкого уез да А. Михайловский с сыновьями-семинариста ми, учительница приходской школы М. Н. Н~ красова распространяли листовки и воззвания РСДРП. М. Н. Некрасова 13 ноября 1905 г. од ной из первых подписала адрес протеста в связи с разгромом здания земской управы черносо тенными отрядами. 1 62 <<Красный>> оттенок полу чало любое нетрадиционное проявление мыслей и поступков. К примеру, так была расценена ини циатива тверского священника о. Николая (Лебе дева) создать на средства общества трезвости бесплатную столовую для уволенных за заба стовки рабочих. А в период всеобщей октябрь ской политической стачки один из священников Тверского уезда говорил в проповеди о несостоя тельности казны . В результате население сразу нескольких уездов стало забирать свои сбереже ния . Поступок священника был расценен как <<Попытка сделать затруднение правительству>>. 16 3 Кульминацией политических исканий твер ской церковной интеллигенции стали выборы в первую и вторую Государственную думу. В предвыборной кампании духовенство выступи ло в общем порядке, поставляя и избирателей и выборщиков. Избираться в Думу могли священнослужители только православного веро исповедания, обладающие имуществом уста новленного размера и ценности . Не получили права участия в выборах причты церквей, пользующиеся церковными или причтовыми домами, а также ~онашествующие. 1 6 4 Право уча стия в выборах было первым шагом на пути частичной реализации гражданских прав духо венства. Выборы, по оценке газеты <<Тверское По волжье>>, показали, что <<духовенство оказалось не на высоте политического и общественного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1