Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты щенников стала отходить от <<Союза русского народа>>. В 1907 г. отмечался массовый выход членов из черносотенных организаций Кимрско­ го, Тверского и других уездов. А в Старицком отделении во вновь образовавшемся союзе «Чернее <<Черной Сотню> священники присут­ ствовали единицами. 156 Лидеры <<Союза>> не могли приостановить это движение и объясняли поступки священников их политической неразвитостью, которая и породи­ ла такие нелепые карикатуры, как «священ­ ник-кадет», <<священник-революционер>>, «священ- ник-социал-демократ>> .1 5 7 Спекулируя на нацио­ нальных чувствах, а также на членстве в <<Союзе>> «первых ЛИЦ>> губернии, черносотенцы призывали представителей церковной интелли­ генции пополнять ряды <<Союза>>, чтобы не быть <<отщепенцами в великой семье русского народа>>. Деятельность эсеров в Тверской губернии оживилась в период накала крестьянского дви­ жения. Начавшееся в феврале-марте 1905 г., к лету оно достигает особого напряжения. Одновременно укреплялось и расширялось влия­ ние эсеровской пропаганды. Представители Тверской губернии также включились в это движение - делегаты от крестьян участвовали в работе второго съезда крестьянского Союза . Одним из ярких моментов крестьянской борьбы стала организация кашинским священни­ ком Андреем Голиковым местного крестьянского Союза. 1 б ноября 1905 г. о. Андрей и сту­ дент А. Скрипицын провели митинг в селе Шелтомежи - приходе Голикова. Пригласили на него крестьян Бобровской волости - около 500 человек. Голиков открыл собрание речью, в которой порицал существующие в России порядки и предлагал образовать <<Союз протесту­ ющих>>, причем рекомендовал крестьянам не признавать земских начальников, волостных старшин, судов урядников, не исполнять их распоряжений, не производить никаких плате­ жей, а пpI-t аресте членов Союза освобождать их своими силами, с сотских и десятских снять и х полицейские обязанности и возложить на них обязанности по постановлению <<Союза>>. 1 5 8 Программа этого <<Союза>> , составленная на эсеровской платформе, была конкретнее и ради­ кальнее, чем резолюции второго общероссийско­ го съезда крестьянского <<Союза». На митинге была создана рабочая комиссия - <<Комитет союза Бобровской волостю>, выработана про­ грамма его деятельности из 26 пунктов, избраны должностные лица - председатель, его помощ­ ник, делопроизводитель и секретарь. Подобные митинги-собрания Голиков намерен был прове­ сти и в других волостях уезда. События в Кашинском уезде стали известны властям. Обер-прокурор Синода Оболенский предписал <<Принять решительные меры к свя­ щеннику Голикову>>. Однако в период декабрь­ ского подъема революции это могло вызвать бунт крестьян, которые толпой сопровождали священника на допрос, стояли под окнами его 22 дома во время обыска. 18 декабря обер-прокурор повторно потребовал пре~ечь <<революционную деятельность священника>>. 159 Голиков был за­ ключен в монастырь, а позднее лишен сана и пе­ реведен в монастырскую общину <<Божье дело>>, своими нrавами и обстановкой напоминавшую тюрьму. 1 6 Заточение молодого пастыря вызвало сочув­ ствие в широких кругах интеллигенции. Доста­ точно сказать, что <<Церковный вестник» напеча­ тал два письма <<политического>> священника Голикова, а тверской епархиальный съезд обра­ тился с ходатайством о смягчении участи заключенного. 161 Демократические идеи разделяли и некоторые учителя церковно-приходских школ. Идеи социа­ лизма в церковной среде были весьма непопу­ лярны, они противоречили идеям христианства (например : коллективизм и свобода личности). К тому же носители социалистических идей были непримиримыми врагами религии. Оттого контакты церковной интеллигенции с большеви­ ками единичны и случайны . . <<Красными агитаторами>> называли священни­ ков села Селихово о. Арсения и села Корчена о. Ивана. Священник из Вышневолоцкого уез­ да А. Михайловский с сыновьями-семинариста­ ми, учительница приходской школы М. Н. Н~­ красова распространяли листовки и воззвания РСДРП. М. Н. Некрасова 13 ноября 1905 г. од­ ной из первых подписала адрес протеста в связи с разгромом здания земской управы черносо­ тенными отрядами. 1 62 <<Красный>> оттенок полу­ чало любое нетрадиционное проявление мыслей и поступков. К примеру, так была расценена ини­ циатива тверского священника о. Николая (Лебе­ дева) создать на средства общества трезвости бесплатную столовую для уволенных за заба­ стовки рабочих. А в период всеобщей октябрь­ ской политической стачки один из священников Тверского уезда говорил в проповеди о несостоя­ тельности казны . В результате население сразу нескольких уездов стало забирать свои сбереже­ ния . Поступок священника был расценен как <<Попытка сделать затруднение правительству>>. 16 3 Кульминацией политических исканий твер­ ской церковной интеллигенции стали выборы в первую и вторую Государственную думу. В предвыборной кампании духовенство выступи­ ло в общем порядке, поставляя и избирателей и выборщиков. Избираться в Думу могли священнослужители только православного веро­ исповедания, обладающие имуществом уста­ новленного размера и ценности . Не получили права участия в выборах причты церквей, пользующиеся церковными или причтовыми домами, а также ~онашествующие. 1 6 4 Право уча­ стия в выборах было первым шагом на пути частичной реализации гражданских прав духо­ венства. Выборы, по оценке газеты <<Тверское По­ волжье>>, показали, что <<духовенство оказалось не на высоте политического и общественного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1