Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты Дмитриев вез с собой в Бежецкий уезд 9 эк­ земпляров различных воззваний Тверского ко­ митета РСДРП и 12 экземпляров нелегальных брошюр, перепечатанных тверскими большеви- . ками. За большевистскую пропаганду был отчис­ лен учащийся Евгений Михайловский. 175 Были известны в семинарской среде и идеи социалистов-революционеров. На пропаганду эсеров тверская интеллигенция откликнулась еще в 1892 г. Позднее количество эсеровских кружков возросло, но комитета партии эсеров в Твери не существовало и пропаганда среди крестьян и интеллигенции не носила широкого характера. 1 76 В 1904-1905 гr. в Весьегонском уезде в каникулярное время действовала группа, возглавляемая выпускником Тверской семина­ рии, в которую входили семинаристы П. Рогов, М. Никольский, псаломщик В. Постников и не­ сколько гимназистов. 1 77 Переходя из деревни в деревню, члены кружка призывали крестьян отобрать землю у помещиков и монастырей, не платить податей, бороться против самодержавия, за республику, а также распространяли прокла­ мации. При аресте у Лебедева - руководителя группы - были обнаружены воззвания не толь­ ко эсеровского толка, но и одна листовка, изданная Тверским комитетом РСДРП - <<За­ поздалая ложь и лесть царского правительства». Особого накала движе1-Jие церковной <<пред­ ынтеллигенции» достигло в 1904 - начале 1905 г. Это бь1ло время широкого ученического движения в Твери. Забастовку пытались органи­ зовать даже в Тверском епархиальном училище, но усилиями полиции она была предотвращена. 178 Выступления же семинаристов достигли такой силы, · что семинария оказалась под угрозой закрытия. Открыто распевались революционные песни, распространялась запрещен.ная литерату­ ра. Все митинги и антиправительственные демон­ страции проходили с участием семинаристов практически всех классов. Представитель Учеб­ ного комитета Св. Синода, прибывший в Тверь, отмечал, что <<учителя и ученики как бы поменялись ролями, ученики ст.али господами положению>. Выступления учащихся 1<валифицировались как преступные действия, а причины сводились к влиянию неких «агитаторов>> и .«главарей», для стабилизации положения были приняты энергич­ ные меры - одного за другим уволили значи­ тельную часть воспитанников, на место либе­ рального инспектора М. Пашкевича назначили более решительного Н. Фаворского. 179 Для отвле­ чения молодежи от политической борьбы были срочно организованы <<облагораживающие эсте­ тические развлечения» - проповеднический кру­ жок и литературные чтения; религиозно-фило­ софское общество и хор. Темы для чтения выбирались самые актуальные - <<Философия Ницше>>, <<Декадентство в современной литерат~­ ре>>, <<Отношение Тургенева к 60-м гг.» и другие. 1 0 Однако остановить процесс революционизации '· 24 сознания семинаристов не удалось - события планомерно шли к высшей стадии. Политическая активность семинаристов в 1905 г., кроме участия в забастовках, выразилась во вступлещш в Тверской Союз учащихсf~ средних школ, придерживавшийся социал-демо­ кратической ориентации и оформлении течения христианского социализма. Христиане-социалисты, издавшие свой журнал <<Семинарский листою>, призывали положить в основу <<мысли и жизнИ>> христианское миро­ воззрение. Однако такое направление мыслей вызвало критику со стороны «социал-демокра­ тов», которых в семинарии оказалось большин­ ство.1 8 1 Но во время студенческих забастовок обе группировки действовали сообща. Одна из круп­ ных забастовок была в 1905 г.- октябрьская. Бастовали не только семинаристы, но и ученики Тверской классической гимназии. Требования учащихся касались учебных и бытовых вопросов, вместе с тем в них входил пункт политиче­ ский - возвращение учеников, уволенных за революционную деятельность. Демонстрации проходили по центральным ~лицам Твери. Де­ монстранты пытались привлечь к выступлениям учениц женского епархиального училища, но усиленный наряд полиции помешал им проник­ нуть в здание. Трое воспитанников были аресто­ ваны. В октябре прошли волнения среди учащихся духовных училищ. 24 октября . учащиеся Красно­ холмского духовного училища подали админи­ страции петицию с требованием смягчения внутриучилищных п9рядков, в том числе отмены телесных наказаний. 1 82 В Ржевском епархиаль­ ном женском училище воспитанницы потребова­ ли увольнения начальницы Лавровой и, прекратив занятия, разъехались по домам. Ученицы Твер­ ского епархиального женского училища также требовали увольнения начальницы, изменения внутреннего распорядка. Когда их петицию отклонили, три последних класса прекратили занятия и покинули училище. 1 83 . Выступления учащихся продолжались до де­ кабря 1905 г. Трехдневная забастовка имела положительный результат - основные требова­ ния воспитанниц были удовлетворены. Но одно­ временно на квартирах особо активных уча­ щихся были проведены обыски, некоторые были арестовань1. Причины арестов были налицо - прокламации РСДРП, черновики воззваний, множительная техника. 1 84 Во время декабрьского вооруженного восста­ ния семинаристы вн<;>вь прекратили занятия. Требования, предъявляемые начальству, носили уже определенный политический характер. Епархиальные власти вынуждены были распу­ стить учащихся и закрыть семинарию. Однако указ Св. Синода, подтвержµ,.ающ1;1й правомоч­ ность таких мер, все же рекомендовал найти сщ>соб к ликвидации конфликта. Под угрозой отчисления учащиеся вынуждены были начать занятия. 185 Но уроки посещались нерегулярно,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1