Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты , няя ее от излишней односторонности в развитии начал Латино-Польской школы; но гораздо большее значение имеет единственный сохра нившийся до нашего времени самостоятельный труд Ивана Евдокимова, за который он по всей справедливости может быть назван первым Тверским археологом, именно его <<Каталог Преосвященных Архиереев Тверских>>. Не говоря уже о том, что самый замысел разобраться в прошлом Тверской епархии в то темное еще сравнительно время, когда: в России еще так мало интересовались историческими исследованиями, указывает на недюжинный ум и солидное умственное развитие Ивана Евдоки мова; самое выполнение этого труда обращает на себя внимание по умению автора разобраться в имевшемся под его руками материале и, несмотря на скудость его, придти · к почти безусловно верным выводам; кроме этого, здесь обращает на себя внимание . научная осто рожность Евдокимова в выводах; - никогда не говорит он больше, чем дают ему возможность сказать имеющиеся у него под руками данные, и, в большинстве случаев указывая источники, подтверждающие его вывод относительно лет правления того или другого Епископа, не дает ни одного гадательного года, отмечая в таких случаях свое незнание, говоря: <<Епископы без лет, по помяннику>>. Благодаря последней осо бенности его труда, мы с полною точностию можем указать те источники, которыми он пользовался при составлении своего каталога. Из источников для своего труда Иван Евдокимов в разных местах его отмечает: 1) Синодик или помянник Кафедрального собора, 2) жития святых, или Минеи-Четьи (в рассказах об Епископе Андрее), 3) сочинения Максима Грека (в рассказе об Епископе Акакии), 4) степенные книги и летописи (в рассказе oq Епископах Акакии и Захарии), 5) жалованные монастыр ские грамоты (в рассказе об Еп. Арсении 11), 6) известия о соборах русской церкви в старопе чатных книгах (в рассказе о Еп. Пафнутии) и 7) собственные воспоминания. Немногочисленны эти источники, но нельзя не сказать, что он собрал здесь все, что мог найти в тогдашних небогатых Тверских книгохранили щах. Правда, много любопытного он мог бы найти в тогдашнем консисторском архиве, но . этот архив был недоступен для него отчасти в силу обстоятельств времени, а отчасти в силу его личных отношений к тогдашней консисто рии. Но при этом по всей справедливости нужно обратить внимание не на скудность имевшихся под его руками материалов,- их тогда и вообще было очень немного,- а на результат его труда и исторических разысканий; результат же этого по всей справедливости останавливает на себе внимание. После проверки каталога Ивана Евдокимова , сделанной протоиереем Чередеевым в его <<Биографиях Тверских иерархов>> и Строе вым в его <<С писках иерархов Российской церкви >>, проверки, сделанной во всеоружии 32 современной науки при помощи массы печатных исторических и археологических изданий и пу тем справок в многочисленных архивах, мы должны отметить безусловную верность данных его каталога за исключением одной незначитель ной ошибки и то, впрочем, еще сомнительной. По составу своему труд Ивана Евдокимова распадается на две половины. На первых четырех листах его труда помещен список 34-х Епископов и Архиепископов с указанием лет их правления и некоторыми сведениями относительно их жизни и деятельности; на следующих шести листах делается краткий очерк жизни и деятельности Архиепископов Феофилакта Лопатинского, Митрофана Слот винского и частию Вениамина Пуцек Григорови ча, о которых он говорит как современник по своим личным наблюдениям и воспоминаниям. Эта половина его труда и представляется особенно ценною и интересною, так как в неко торых местах рассказ его здесь доходит до интереса мемуаров или записок современника. Особенно таким характером отличается рассказ Евдокимова о трагической судьбе его покровите ля, Архиепископа Феофилакта Лопатинского. В последнем случае рассказ Ивана Евдокимова, излагая разные перипетии в тяжкой участи Феофилакта Лопатинского, ярко характеризует ту суровую эпоху и является одним из видных исторических источников для того времени. Рассказ свой о Преосвященном Феофилакте Лопатинском автор ведет вполне безыскус ственно, с явным к нему сочувствием и даже благоговением; но подробности грустной судьбы Феофилакта Лопатинского, изложенные автором с простотою, доходящею часто до наивности доброго старого времени, именно благодаря часто этой наивности и производят особенно потрясающее впечатление. Чтобы правильно оценить значение последнего рассказа Ивана Евдокимова, необходимо предва рительно разобраться в данных дела Архиепи скопа Феофилакта Лопатинского, что мы и по пытаемся сделать. Трагическая судьба Феофилакта Лопатинско го, Архиепископа Тверского ( 1723-1738 гг.), пострадавшего в тяжелое время бироновщины, по всей справедливости, сообщила особый инте рес его личности, вследствие чего все историки, церковные и гражданские, с • большим или меньшим вниманием останавливаются на расска зе об его плачевной участи. Полное несправедли востей и натяжек дело по осуждению Феофи лакта Лопатинского послужило даже темою для особого исторического исследования бывшего профессора С.-Петербургской д. (духовной. Ред.) академии Чистовича ( Решиловское дело. Феофан Прокопович и Феофилакт Лопатинский. С. П. Б. 1861 г.). Теперь уже почти общепринята истина, что главною причиною гибели Преосвя щенного Феофилакта было неудовольствие прави тельственных сфер того времени, вызванное изда нием полемического, сочинения против лютеран и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1