Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты Татьяна ЛЕОНТЬЕВА ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ИНТЕJIJIИГЕНЦИИ ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ СТРОЕ ощущение духовной преемствен­ о ности, поиски в нравственном опыте прошлого · ответов на вопросы сегод­ няшнего дня, необходимость заполнить пробелы в отечественной культуре тесно связаны с исто­ рией духовного сословия России и российской церковной интеллигенции. Эволюция церковной интеллигенции совпала не только с процессом формирования светской интеллигенции, но и с переходом всей общественной и экономической структуры России к новым формам - от феода­ лизма к капитализму. Церковная интеллигенция была активным компонентом всех социально­ экономических и политических процессов, и без учета опыта и ошибок неполным является представление не только о российской интелли­ генции, но и историческом процессе в целом. Русская Православная Церковь после Ок­ тябрьской революции пережила трудные десяти­ летия , долгое время она воспринималась как опасная для общества идеологическая сила. Вмешательство государства во внутрицерковную жизнь, сознательная и вульгарная атеистическая пропаганда, массовые репрессии были направле­ ны на разделение церкви и общества, вытеснение ее влияния на общественные · процессы. Сегодня же, когда наша страна совершает мучительный переход от тоталитарной к демо­ кратической системе, когда во весь рост встают проблемы духовного обновления общества и вос­ питания новых поколений, возрождения отече­ ственной культуры и экологии, социальных и экономических преобразований , общество обращается к церкви за конкретной помощью. В этой связи представляется весьма полезным изучение истории церковной интеллигенции. Ее · роль в событиях ХХ в. значительна и противоре­ чива. Не закрывая глаза на различные нега­ тивные явления, необходимо четко обозначить все положительное, что создано ею. Для реше­ ния этой задачи следует вернуться к событиям XIX в., когда активизировалась роль церков­ ной интеллигенции во всех сферах жизни общества, когда она активно включилась в про­ цессы капиталистической модернизации страны. Еще один момент побуждает вести исследование церковной интеллигенции именно с этого перио­ да. Он связан с тем, что в десятилетие с середины 90-х гг. религиозно-реформаторские искания церковной интеллигенции вылились в так называемое обновленческое движение, которое возникло по причине внутренних проти­ воречий. 3 Необходимость обращения к истории церков­ ной интеллигенции обусловлена и тем, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных положению церкви и отдельных сторон реформаторского движения духовенства в конце XIX - начале ХХ вв., позиция церков­ ной интеллигенции, тем более провинциальной, как самостоятельная проблема не ставилась и не подвергалась анализу. СЛУЖАЩИЕ ЦЕРКОВНОГО ВЕДОМСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ А ТЕРРИТОРИИ Российской империи Н были распространены разные религиоз- . ные конфессии. Но первенствующей и господствующей была христианская православ­ ная вера. «Государственносты> православной веры определялlс\ положение церкви в политиче­ ской системе самодержавия 1 • Русская Православная церковь пользовалась большими привилегиями. Она имела исключи­ тельное право пропаганды своего вероучения. Все остальные церкви были лишь «терпимы» в Российской империи, а последователи некото­ рых вероисповеданий преследовались за свои религиозные убеждения. Только православная церковь пользовалась правом авто номного управления, осуществляемого Святейшим Сино­ дом во главе с обер-прокурором, назначаемым царем. Самодержавная власть царя - верховно­ го защитника догматов веры - действовала через Святейший Правительствующий Синод - высший орган церковной власти , равный в полно­ мочиях с Сенатом 2 • Церковь находилась в полной зависимости от государства: еще в XVIII веке в изда н ной Петром 1 <<Табели о рангах» духовенство пра­ вославной церкви было ранжировано по чинам . Священники приравнены к майорам, архиманд­ риты - к бригадирам, епис копы - к генерал-по­ ручикам. С тех пор православная религия · рассматривалась как составная часть политиче­ ской системы, и потому многочисленный штат духовенства должен был освящать существую­ щий строй, идеологически поддерживать его посредством формирования определенного миро­ воззрения, эстетических и нравственных идеа­ лов. В конце XIX в. эти функции исполняли 37 465 приходских церквей, 724 собора и 62 946 священнослужителей, 3 митрополита, 14 архиепископов и 98 епископов 3 • Наибольший удельный вес духовенства в составе населе ния

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1