Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты Татьяна ЛЕОНТЬЕВА ФОРМИРОВАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕРКОВНОЙ ИНТЕJIJIИГЕНЦИИ ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ СТРОЕ ощущение духовной преемствен о ности, поиски в нравственном опыте прошлого · ответов на вопросы сегод няшнего дня, необходимость заполнить пробелы в отечественной культуре тесно связаны с исто рией духовного сословия России и российской церковной интеллигенции. Эволюция церковной интеллигенции совпала не только с процессом формирования светской интеллигенции, но и с переходом всей общественной и экономической структуры России к новым формам - от феода лизма к капитализму. Церковная интеллигенция была активным компонентом всех социально экономических и политических процессов, и без учета опыта и ошибок неполным является представление не только о российской интелли генции, но и историческом процессе в целом. Русская Православная Церковь после Ок тябрьской революции пережила трудные десяти летия , долгое время она воспринималась как опасная для общества идеологическая сила. Вмешательство государства во внутрицерковную жизнь, сознательная и вульгарная атеистическая пропаганда, массовые репрессии были направле ны на разделение церкви и общества, вытеснение ее влияния на общественные · процессы. Сегодня же, когда наша страна совершает мучительный переход от тоталитарной к демо кратической системе, когда во весь рост встают проблемы духовного обновления общества и вос питания новых поколений, возрождения отече ственной культуры и экологии, социальных и экономических преобразований , общество обращается к церкви за конкретной помощью. В этой связи представляется весьма полезным изучение истории церковной интеллигенции. Ее · роль в событиях ХХ в. значительна и противоре чива. Не закрывая глаза на различные нега тивные явления, необходимо четко обозначить все положительное, что создано ею. Для реше ния этой задачи следует вернуться к событиям XIX в., когда активизировалась роль церков ной интеллигенции во всех сферах жизни общества, когда она активно включилась в про цессы капиталистической модернизации страны. Еще один момент побуждает вести исследование церковной интеллигенции именно с этого перио да. Он связан с тем, что в десятилетие с середины 90-х гг. религиозно-реформаторские искания церковной интеллигенции вылились в так называемое обновленческое движение, которое возникло по причине внутренних проти воречий. 3 Необходимость обращения к истории церков ной интеллигенции обусловлена и тем, что, несмотря на значительное количество работ, посвященных положению церкви и отдельных сторон реформаторского движения духовенства в конце XIX - начале ХХ вв., позиция церков ной интеллигенции, тем более провинциальной, как самостоятельная проблема не ставилась и не подвергалась анализу. СЛУЖАЩИЕ ЦЕРКОВНОГО ВЕДОМСТВА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ А ТЕРРИТОРИИ Российской империи Н были распространены разные религиоз- . ные конфессии. Но первенствующей и господствующей была христианская православ ная вера. «Государственносты> православной веры определялlс\ положение церкви в политиче ской системе самодержавия 1 • Русская Православная церковь пользовалась большими привилегиями. Она имела исключи тельное право пропаганды своего вероучения. Все остальные церкви были лишь «терпимы» в Российской империи, а последователи некото рых вероисповеданий преследовались за свои религиозные убеждения. Только православная церковь пользовалась правом авто номного управления, осуществляемого Святейшим Сино дом во главе с обер-прокурором, назначаемым царем. Самодержавная власть царя - верховно го защитника догматов веры - действовала через Святейший Правительствующий Синод - высший орган церковной власти , равный в полно мочиях с Сенатом 2 • Церковь находилась в полной зависимости от государства: еще в XVIII веке в изда н ной Петром 1 <<Табели о рангах» духовенство пра вославной церкви было ранжировано по чинам . Священники приравнены к майорам, архиманд риты - к бригадирам, епис копы - к генерал-по ручикам. С тех пор православная религия · рассматривалась как составная часть политиче ской системы, и потому многочисленный штат духовенства должен был освящать существую щий строй, идеологически поддерживать его посредством формирования определенного миро воззрения, эстетических и нравственных идеа лов. В конце XIX в. эти функции исполняли 37 465 приходских церквей, 724 собора и 62 946 священнослужителей, 3 митрополита, 14 архиепископов и 98 епископов 3 • Наибольший удельный вес духовенства в составе населе ния
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1