Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты Александру Михайловичу последовал Кон стантин Михайлович, который управлял Тверью еще во время бегства брата своего во Псков и Литву. По смерти Константина открылось междоусобие между тверскими князьями. Васи лий Михайлович, княживший в Кашине, объявил свои права на Тверское княжество; а племянник его, Михаил Александрович, княживший в Мику лине, не хотел уступить ему Твери. Следствием такого несогласия было то, что Михаил, призвав ши литовское войско, взял Тверь и заставил Василия бежать в Кашин. Затем последовал мир; дядя должен - был уступить старшинство пле мяннику, который и назвался великим князем Христорождественская ц., что в Рыбаках, постр. 1743 г. ул. Косая Новоторжская (ул. Вольного Новгорода) Тверским . Василий Михайлович умер в 1365 го ТJJ. Князь Михаил Александрович родился в Пскове в 1333 годУ; о личности его летописи отзываются так: <<яко бе мужъ страшенъ, и сердце его, яко сердце льву»; и в то же время замечают, что он вместе с святителем Арсением заботился не только об украшении соборного храма в Твери, но и о созидании многих церквей в епархии; он даже посылал милостыню в Кон стантинополь к греческому царю и патриарху для храма св. Софии. В гражданском управлении ему пришлось неоднократно вести войны с Мо сковским князем Димитрием Иоанновичем Дон ским; от этих войн Тверское княжество неодно кратно терпело опустошение, особенно в 1375 го- 4' 51 дУ, 1<огда все города Тверского княжества были разорены войсками великого князя Московского, и сама Тверь вынесла жестокую осаду. Со своей стороны и Михаил Александрович при помощи литовского князя Ольгерда два раза осаждал Москву и разорил до основания Торжок, принадлежавший Новгороду, а жителей его перевел в Тверь. При этом князе митрополит Киприан приезжал в Тверь для суда над тверским епископом Евфимием Висленем и для посвящения на место его во епископа Арсения 1 • После смерти Михаила Александровича воз никли несогласия и раздоры между его сыновь ями. Князь Иоанн Михайлович, старший сын Михаила, два раза приступал к Кашину, взял в плен Василия, второго сына Михаилова, и в Кашине посадил своих наместников. Он умер 1 В летописях сохранился особый рассказ о преставлении этого князя: летом 1399 года Михаил Александрович так сильно занемог, что приказал писать и грамоты дУшевныя, или духовное завещание. В то время в половине августа возвратились из Константинополя тверские посланцы, Дани ил-протопоп соборной церкви св. Михаила, и Калоян с своими товарищами, посланные Михаилом два года назад в Констант11нополь к патриарху и царю с милостынею для соборной церкви св. Софии . С ними вместе прибыл и посланный патриархом Герман с патриаршим благослове нием князю Михаилу, с иконою страшного суда, с мощами святых и с честным и драгим миром. Князь, узнав о таких дарах патриарха, провел всю ночь в слезах и молитве и решился воспринять иноческое житие. Когда же на другой день, утром во вторник, к нему пришли его сыновья, князья, бояре и друmе люди по обычным делам управления, то он их не принял; а позвал к себе епископа Арсения, которому и объявил о своем желании принять пострижение; впрочем он просил владыку пока никому не говорить об этом, чтобы сыновья его и княmня не вздУмали его отклонять от принятого намерения. Однако по всему городу разнесся слух, что князь хочет оставить княжение и принять пострижение ; все удивлялись такому намерению князя, но никто не смел ему этого сказать, потому что все боялись его, яко бе муж страшен, и сердце его яко сердце льву . Между тем икону и остальные дары патриарха внесли в город, где они были встречены духовенством, множеством народа и самим князем, хотя больным и слабым, у церкви св. Михаила, Затем князь велел устроить пир, на который пригласил епископа Арсения, архимандритов, игуменов, священников, диаконов, клирошан, чернцев, черниц, нищих, убогих, слепых и хромых (всем им он роздал много от своего имения); на этом пиру князь простился с своими детьми, с боярами и слугами , заповедал своим сыновьям любить друг друга, а старшего брата слушать; просил бояр, чтобы они напоминали его детям о взаимной любви, и разделил между ними Тверское княжество. Затем прошел в соборную церковь, где указал место для своей будущей могилы. Когда он вышел на паперть к народу, то поклонился всем и сказал: << братия, простите меня и благословите все» . Все думали, что князь вернется в свой терем; но он пошел в монастырь св. Афанасия, (который находился близ алтаря соборного), где и был 20 августа епископом Арсением пострижен с именем Матфия. Князь-инок поместился в келье инока Григория ; чувствуя приближение смерти, он принял схиму, призвал к себе игуменов тверских монастырей, роздал им серебро на сорокоусты, и смотрел, как они записывали его имя в поминанья . Михаил скончался 26 августа 1339 года на 66 годУ от рождения. Случившиеся при его кончине иноки св. Горы, Савва и Спиридон, окутали тело его по лаврскому обычаю св. Горы. Все сожалели об умершем князе и плакали по нем. В Никоновской летописи говорится, что гости разных стран, бывшие тогда в Твери, также плакали, и говорили друг другу : <<Смотрите, какую любовь заслужил этот князь у народа! Счастлива была Тверь, что имела такого князя!» Истор. Тверь. Княж. стр. 174, 175.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1