Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты был в Кутаисской (22% ) , Ярославской (14 % ) , Архангельской (12 %), Костромской, Московской (11 %) , Тверской (10%) губерни ях 3. Вся территория империи была разделена на специальные церковные округа - епархии. К концу XIX века в Российской империи их было 61. Связующим звеном между Синодом и епархиями были управляющие архиереи - епархиальные епископы, наделенные админи стративной и духовной властью, контролирую щие хозяйство епархии. Они назначали и уволь няли должностных лиц в епархиальном управле нии · и приходах, регулировали открытие и закры тие приходов, монастырей, ведали деятельно стью духовных учебных заведений. Подчинялся архиерей епархии Синоду. Вспомогательные функции выполнял викарный епископ, управля ющий частью епархии. Кроме викарного еписко па, епархиальному преосвященству помогали в управлении епархией подведомственные ему учреждения и лица: духовная консистория, епархиальные попечительства, благочинные со веты и правления учебных заведений, советы женских епархиальных училищ, а также обще епархиальные и окружные учительские съезды депутатов от духовенства. Духовная консистория являлась присутствен ным местом, через которое под непосредствен ным начальством епархиального архиерея про изводились управление страной и духовный суд. Действовала консистория через благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей и про чих лиц, имевших особые должности. Присут ствие духовной консистории состояло из опреде ленного штатом числа священников и протодь яконов. Дьяконы и светские лица в члены консистории не допускались 4 • Для выпол·нения текущих дел консистория имела канцелярию под начальстом секретаря, который был равен по чину губернскому секретарю и назначался Сино дом по предложению обер-прокурора 5 • Осталь ные чиновники назначались епархиальным архи ереем. В каждой епархии непременно существо вали попечительства о бедных духовного звания. Их обязанности заключались в сборе средств и распределении их среди беднейшей части служащего и заштатного духовенства, вдов и сирот. Благочинному совету (в благочинный округ входило от 10 до 30 церквей) поручался надзор за состоянием церквей и причтов, поведени ем воспитаннико~ духовных учебных заведений во время их отпусков, разбирательство спорных дел и поступков духовных лиц. Входили в совет благочинный и 2-3 старших священ ника6 . Правления и советы местных духовных учеб ных заведений занимались учебно-воспитатель ным процессом, а также административными проблемами. Время от времени собирались общеепархиаль ные съезды ,IIуховенства, где обсуждались вопро- 4 сы экономического и учебного порядка: назначе ние пенсий и пособий, определение размера платы за обучение в духовных учебных заведени ях, текущие дела 7 • Епархиальное начальство назначало депутатов для постоянного присутствия при следствиях и судах над лицами духовного звания. Структурной единицей епархии был приход, объединявший, как правило, немногим более 700 дворов. В приходах таких размеров служили священник, дьякон и псаломщик. На территории каждой епархии находилось несколько монасты рей. Подчинялись они епархиальному архиерею, но внутри сословия согласно Законам о состоя ниях существовало разделение служителей куль та на черное (монашествующее) и белое (при ходское) духовенство 8 • Исключались из ду ховного звания ц~рковнослужители - певчие, сторожа, звонари при церквях, сверхштатные псаломщики, дети духовенства 9 • С 80-х годов, когда начинается целенаправлен ная подготовка учителей церковно-приходских школ, к духовному сословию присоединяется и этот профессиональный отряд. По правам и обязанностям к духовному сословию примыка ли преподаватели духовных учебных заведе ний - училищ, семинарий, академий. Сословием в полном смысле слова можно считать лишь белое духовенство, поскольку профессия священника была наследственной. Черное духовенство из-за обета безбрачия не являлось наследственным и представляло собой разнородную в социальном отношении группу людей. С развитием капитализма кастовость духовенства стала нарушаться: в 1867 году система наследования священнических мест была отменена 1 0 • Но сословная замкнутость нарушалась медленно. Прежде всего затрудни тельным был выход из священнического сана -- лишь после трехмесячных увещеваний. А на государственную службу бывший священнослу житель мог поступить лишь по истечении 10 лет. Малопривлекательным для представителей дру гих сословий было правовое и экономическое положение священнослужителей. Без разреше ния благочинного священник не мог отлучиться от прихода далее 25 верст, без согласия архиерея перейти на службу в другую епархию. Отпуск священника был маленьким и нерегу лярным. К тому же священник практически не имел никаких перспектив <<Профессионального>> роста, лишь • незначительная часть городских священников могла получить чин старшего священника - протоиерея. Духовенство было лишено даже суда: система карательных мер существовала, а защиты и охраны не было. В этом отношении оно было бесправнее кресть янства' 1 • Унижало священника в глазах общества и отношение к нему начальства. Знаток церков ных порядков Н. Н. Фиолетов так охарактеризо вал их взаимоотношения: <<Неограниченная и бе зответственная власть епископов в пределах
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1