Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты был в Кутаисской (22% ) , Ярославской (14 % ) , Архангельской (12 %), Костромской, Московской (11 %) , Тверской (10%) губерни­ ях 3. Вся территория империи была разделена на специальные церковные округа - епархии. К концу XIX века в Российской империи их было 61. Связующим звеном между Синодом и епархиями были управляющие архиереи - епархиальные епископы, наделенные админи­ стративной и духовной властью, контролирую­ щие хозяйство епархии. Они назначали и уволь­ няли должностных лиц в епархиальном управле­ нии · и приходах, регулировали открытие и закры­ тие приходов, монастырей, ведали деятельно­ стью духовных учебных заведений. Подчинялся архиерей епархии Синоду. Вспомогательные функции выполнял викарный епископ, управля­ ющий частью епархии. Кроме викарного еписко­ па, епархиальному преосвященству помогали в управлении епархией подведомственные ему учреждения и лица: духовная консистория, епархиальные попечительства, благочинные со­ веты и правления учебных заведений, советы женских епархиальных училищ, а также обще­ епархиальные и окружные учительские съезды депутатов от духовенства. Духовная консистория являлась присутствен­ ным местом, через которое под непосредствен­ ным начальством епархиального архиерея про­ изводились управление страной и духовный суд. Действовала консистория через благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей и про­ чих лиц, имевших особые должности. Присут­ ствие духовной консистории состояло из опреде­ ленного штатом числа священников и протодь­ яконов. Дьяконы и светские лица в члены консистории не допускались 4 • Для выпол·нения текущих дел консистория имела канцелярию под начальстом секретаря, который был равен по чину губернскому секретарю и назначался Сино­ дом по предложению обер-прокурора 5 • Осталь­ ные чиновники назначались епархиальным архи­ ереем. В каждой епархии непременно существо­ вали попечительства о бедных духовного звания. Их обязанности заключались в сборе средств и распределении их среди беднейшей части служащего и заштатного духовенства, вдов и сирот. Благочинному совету (в благочинный округ входило от 10 до 30 церквей) поручался надзор за состоянием церквей и причтов, поведени­ ем воспитаннико~ духовных учебных заведений во время их отпусков, разбирательство спорных дел и поступков духовных лиц. Входили в совет благочинный и 2-3 старших священ­ ника6 . Правления и советы местных духовных учеб­ ных заведений занимались учебно-воспитатель­ ным процессом, а также административными проблемами. Время от времени собирались общеепархиаль­ ные съезды ,IIуховенства, где обсуждались вопро- 4 сы экономического и учебного порядка: назначе­ ние пенсий и пособий, определение размера платы за обучение в духовных учебных заведени­ ях, текущие дела 7 • Епархиальное начальство назначало депутатов для постоянного присутствия при следствиях и судах над лицами духовного звания. Структурной единицей епархии был приход, объединявший, как правило, немногим более 700 дворов. В приходах таких размеров служили священник, дьякон и псаломщик. На территории каждой епархии находилось несколько монасты­ рей. Подчинялись они епархиальному архиерею, но внутри сословия согласно Законам о состоя­ ниях существовало разделение служителей куль­ та на черное (монашествующее) и белое (при­ ходское) духовенство 8 • Исключались из ду­ ховного звания ц~рковнослужители - певчие, сторожа, звонари при церквях, сверхштатные псаломщики, дети духовенства 9 • С 80-х годов, когда начинается целенаправлен­ ная подготовка учителей церковно-приходских школ, к духовному сословию присоединяется и этот профессиональный отряд. По правам и обязанностям к духовному сословию примыка­ ли преподаватели духовных учебных заведе­ ний - училищ, семинарий, академий. Сословием в полном смысле слова можно считать лишь белое духовенство, поскольку профессия священника была наследственной. Черное духовенство из-за обета безбрачия не являлось наследственным и представляло собой разнородную в социальном отношении группу людей. С развитием капитализма кастовость духовенства стала нарушаться: в 1867 году система наследования священнических мест была отменена 1 0 • Но сословная замкнутость нарушалась медленно. Прежде всего затрудни­ тельным был выход из священнического сана -- лишь после трехмесячных увещеваний. А на государственную службу бывший священнослу­ житель мог поступить лишь по истечении 10 лет. Малопривлекательным для представителей дру­ гих сословий было правовое и экономическое положение священнослужителей. Без разреше­ ния благочинного священник не мог отлучиться от прихода далее 25 верст, без согласия архиерея перейти на службу в другую епархию. Отпуск священника был маленьким и нерегу­ лярным. К тому же священник практически не имел никаких перспектив <<Профессионального>> роста, лишь • незначительная часть городских священников могла получить чин старшего священника - протоиерея. Духовенство было лишено даже суда: система карательных мер существовала, а защиты и охраны не было. В этом отношении оно было бесправнее кресть­ янства' 1 • Унижало священника в глазах общества и отношение к нему начальства. Знаток церков­ ных порядков Н. Н. Фиолетов так охарактеризо­ вал их взаимоотношения: <<Неограниченная и бе­ зответственная власть епископов в пределах

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1