Тверская старина. № 3 1994 г.
Исследования. Факты епархии, рабская зависимость и подчиненность белого духовенствю> 1 2 . Поэтому в конце XIX в. все чаще отмечаются случаи «профессиональной>> переориентации: лучшие семинаристы искали продолжения свое го образования в гражданских вузах - в 1895 г. они составили 5 % общего числа студентов 7 университетов, вместе с тем предста вители других сословий лишь единицами попол няли церковное ведомство 1 3 . Правовая дискриминированность священнос лужителей дополнялась экономической. Госу дарство, превратив духовных лиц в чиновников синодального ведомства, лишь частично обеспе чивало их жалованьем. Практически заботы об оплате труда лиц духовного звания поручались епархиальной администрации. Указом Св. Сино да предписывалось назначать жа·лованье свя щенникам в размере от 100 до 600 руб. в год, <<сообразуясь местным условиям>> 14. <<Местные условия», несмотря на правительственную дота цию, не позволяли обеспечивать всех государ ственными _ окладами. Твердое жалованье полу чала лишь администрация епархии и преподава тели всех видов духовных учебных заведений. Приходское же духовенство <<кормилось» патри архальными способами. Среди них были уже усто}i н111иеся, традиционные, а также случайные, времL· 1111ые . Одним из источников доходов белого и чер ного духовенства была земля. Всего к кон цу XIX в. русская Православная Церковь вла дела 1 872 ООО десятин земли. С общих причтовых земель священники получали третью часть прибыли 15 . Стабильный доход получало духовенство с паствы - обязательность треб предусматривала систему платежей за венчание, крещение, пани хиды и т. п. Определить истинные размеры денежных поступлений в настоящее время не представляется возможным. Они зависели преж де всего от уровня жизни прихожан и в немалой степени от моральных качеств священников, поэтому могли быть как б<;>Льше, так и меньше установленных норм. К дополнительным источникам доходов отно сились преподавание в светских учебных заведе ниях, пожертвования прихожан, поступления по завещаниям. Жалованье московского митропо лита составляло 1 О ООО руб., такое же возна граждение за труды получал, например, и казан ский митрополит. Рядовые священники Пе тербурга вместе с дополнительнь1ми поступлени ями имели до 9000 руб. в год 1 6 . К концу XIX в. большинство приходских свя щенников находилось у черты бедности: в 1892 г. Св. Синод с целью назначения государ ственного жалованья затребовал от епархиаль ных архиереев списки беднейших приходов, которых оказалось свыше 4000 - без епархий Грузинского экзархата 1 7 . О бедности духовен ства заговорили вслух и светские, и церковные деятели: <<Нигде в Европе не найдете духовенства 5 более бедного, чем в России», <<Наше пастырство стоит в унизительной зависимости от способа своего обеспечения» 18. Даже среди крестьян раздавались голоса: <<Знает ли епархиальное начальство нужду своих подчиненных? И если знает, то почему медлит прийти н~ по мощь? >>1 9 Наибольшая часть нуждающихся про живала в сельской местности. Преподаватели духовных учебных заведений не являлись держателями какого-либо вида собственности и поэтому не ощутили эконо мического воздействия новых процессов - их материальный уровень был по-прежнему не высок20 . Обострение общественно-политического и эко номического кризиса в России, интенсив ный рост развития капитализма в конце XIX - начале ХХ в. способствовали формиро ванию интеллигенции как самостоятельного социального слоя, а также ее отдельных профес сиональных отрядов. Служители церковного ведомства через различные направления обще ственной деятельности также оказались участни ками этого процесса. , Анализ обширного комплекса источников и ли тературы позволяет определить содержание понятия <<Церковная интеллигенция». Церковная интеллигенция - это автономная общность высококвалифицированных и широко образованных работников, производяIЦИх куль турные ценности, распространяющих в обществе нравственные начала, храняIЦИх национальные традиции, материально существующих за счет выполнения специфических функций. Труд цер ковной интеллигенции сочетал в себе различные виды деятельности, что и определяло основные профессиональные отряды церковной интелли генции - управленческий, приходский и препо давательский. Термин <<интеллигенция» не подходит к слу- · жащим церковного ведомства в целом. Как и любой другой отряд интеллигенции, церковная содержала в себе группу служащих, имеющих необходимое образование, но ограничиваюIЦИхся исполнением своих профессиональных функ ций - квалифицированных исполнителей. В данном случае речь идет о дьяконах, псаломщи ках, которые составляли · отряд полуинтелли генции2 1. Существовала еще одна значительная группа лиц, не относящихся в прямом чтении церковно го законодательства к духовенству,- воспита 1t ники духовных учебных заведений. Каждое учебное заведение - училище, семинария, ака демия служило источником формирования раз личных прослоек церковной интеллигенции. Но воспитанники духовных учебных заведений со ставляли скорее церковную <<Предынтеллиген цию>>. Таким образом, церковная интеллигенция включала в свой состав служащих управленче ского аппарата, приходских священников и пре подавателей духовных учебных заведений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1