Тверская старина. № 3 1994 г.

Исследования. Факты ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ В ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ т ВЕРСКАЯ епархия была выделена из Полоцкой и учреждена в 1271 году, архиепископия была установлена в 1589 году . В конце XIX века в числе других епархий она была 13-й по числу православного народонаселения, 8-й по числу белого духовен­ ства , 2-й по количеству духовных учебных заведений, 11-й по количеству церковно-приход­ ских школ и числу учащихся в них 22 • По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года, число занятых богослужением в губернии опре­ делялось в 6145 человек, из них лиц с высшим образованием было - 73, со средним специаль­ ным - 5928. В 24 монастыgях епархии было 2510 монахов и послушников 3 • 1071 священник находился на службе в приходах епархии. Из них 85 процентов проживали в уездах, 15 - в городах. 55 процентов городских и 73 - сельских священников учительствовали в церков­ ных школах, 10 - заведовали этими школами. 1 О процентов городских и сельских служителей культа являлись депутатами губернского и уездных земских собраний 24 • Численность свя­ щеннослужителей была практически стабильной. Контингент преподавателей и учителей духов­ ных учебных заведений - 606 человек - расши­ рялся за счет появления новых церковно­ приходских школ; чиновничья прослойка не увеличивалась, однако такие естественные фак­ торы, как смена поколений , открытие новых приходов, отказ от предназначаемых профессио­ нальных функций части выпускников семинарии требовали восполнения кадров в церковном ведомстве. К концу XIX в. Православная Церковь рас­ полагала уже сложившейся системой подготовки . кадров священнослужителей, преподавателей. Основу этой системы составляли три типа духовных учебных заведений: высшие - духов­ ные академии, средние - семинарии и училища, низшие - монастырские школы и епархиальные училища. Провинциальные епархии могли само­ стоятельно регулировать процесс воспроизвод­ ства только низшего слоя церковной интелли­ генции, тю< как располагали учебными заведени­ ями среднего и низшего звена. К 1895 г. в епар­ хии было 8 духовных училищ (в Бежецке, Кашине, Красном Холме, Торжке, Осташкове, Старице, Твери), а также духовная семинария в губернском центре. Они являлись основным источником формирования кадров молодой цер­ ковной интеллигенции. В 1895 г. из духовных училищ в Тверскую 108 ~ семинарию поступило воспитанников . Тверская духовная семинария была престижным учебным заведением. Основанная в феврале 1739 г. для подготовки к священнослужительству 6 детей духовенства, к середине XIX в. она стала одной из крупнеиших в Московском учебном округе. Количество учащихся в семина­ рии постоянно увеличивалось. Если в 1865 г. здесь обучалось 598 воспитанников, то в 1884 г. уже 705 26 • С 1884 г. новый устав семинарской жизни, ограничивающий возможности выбора послесе­ минарского пути для воспитанников, привел к уменьшению контингента обучающихся до 551. В это время семинария была узкосословным учебным заведением, однако к концу XIX в. стала намечаться тенденция демократизации состава воспитанников - увеличился приток в духовное сословие детей купцов, крестьян, мелких чиновников. Обучение в семинарии велось по отделениям, а в отделениях - по разрядам, которые состав­ лялись в зависимости от уровня подготовленно­ сти поступавших. В объеме семинарского курса изучались общеобразовательные предметы - гуманитарные, математические, специальные бо­ гословские. Важнейшей наукой после богословия считалась философия. Неоднократно ставился вопрос об организа­ ции в семинарии последовательного изучения истории искусства. Отмечалось, что эстетическое развитие семинаристов <<такая же неотложная необходимость, как снабжение пищей и одеж­ ДОЙ>> 27 . Однако до конца XIX в. так и не наш- ·• б лось знающих преподавателей, и столь нео ходи- мый курс не вошел в число изучаемых дисцип­ лин. В 1900 г. часть воспитанников стали обучать музыке и рисованию, а наиболее способных - иконописанию. С этого же года в курс семинарии были введены занятия по столярной, токарной и переплетной части, чтобы ручной труд служил предупреждению среди учащихся << неврастении и упадка СИЛ>>, а также практическое земледелие и пчеловодство, чтd в дальнейшем могло выгодно сказаться на бюджете сельских священников 28 • Для желающих приобрести профессию учителя церковно-приходской школы был организован специальный педагогический курс с прохождени­ ем практики в образцовой семинарской воскрес­ ной школе. Следует отметить, что среднее духовное обра­ зование - семинарское - по своему качеству отвечало достаточно высоким требованиям: 4 класса духовной семинарии (при шестилетнем обучении) соответствовали эталону мужского среднего образования - гимназии - и давали право поступления в университет. Вместе с тем знакомство с передовой литера­ турой и общественной мыслью приводило изве­ стную часть семинаристов к отказу от профессии священнослужителя. Еще в 80-е гг. XIX в. тверской архиепископ Савва писал: «Нынешние духовные школы, особенно семинарии, служат более внешним, нежели внутренним целям, т. е. более и успешнее подготовляют своих питомцев для высших светских учебных заведе­ ний; чем для служения церкви. В последнее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1