Тверская старина. № 3 1994 г.

Мастера. его Сергей Михайлович и внуки - тоже живо­ писцы. 7) Николай Михайлов Горушников с сыном Александром Николаевым. Вторым учителем живописи и иконописи в Твери в XVIII в. был мастер Илья Панов, оставивший после себя, как и Сампс. Ф. Пешехо­ нов, многочисленных выучеников. Иконописцами и живописцами были также и сын его Иван Ильич и внук Владимир Иванович Пановы. Выученики Ильи Панова: 1) Иван Ильич Культепин с детьми: Александром, Ива­ ном и Евграфом Ивановичами. 2) Гавриил Логинович Ко­ жевников. 3) Семен Николаевич Ни­ колаев, который был смотри­ телем над работами в С. -Пе­ тербурге в Исаакиевском со­ боре и в Москве в храме Хрис­ та Спасителя. Его ученики: Степан Михайлович Бобыкин, тверской мещанин Петр Тро­ фимович Арефьев, крестьянин Сильвестр Семенов, М~ксим Петров, специалисты по стен­ ной живописи, так называе­ мые <<уборщики>> , и Александр Петрович Беренс. 4) Емельян Бестужев и его Антонов. Михайлович ученик Иван были тверские мещане Дешевой и Чару­ шин. Такому развитию в Твери искусства живопи~ ~ и иконописания способствовало оживленное торговое движение по Волге и Тверце в прежнее время. Есть известия, что торговцы из Сибири, проезжая с товарами по Вышневолоцкой систе­ ме через г. Тверь, заказывали здесь икон1;,1 и получали заказы уже в следующем году, при обратном движении в Сибирь. 5) Крестьянин Антон Кон­ стантинов. Наконец, академическими Общество православной культуры <<Благовест». Тверская школа церковных ремесел. Тверь. 1994 г. художниками из Твери Фото В. Возика. И. Ф. АРЕФЬЕВ О ПРАВИЛАХ И ПРИЕМАХ ДРЕВНЕГО РУССКОГО ИКОН_ОПИСАНИЯ С развитием живописи в России прежнее иконописное искусство, которое русские приня­ ли непосредственно от Византии, стало мало-по­ малу терять свое значение и в настоящее время пришло в совершенный упадок. Мастера, ис­ кусные в живописи, получившие в наследие от своих предшественников правила и приемы древнего русского иконописания, перемерли, унося свои знания с собой в могилу, так как не находилось желающих посвятить себя занятию, плохо оплачиваемому и потерявшему значение и интерес в глазах большинства людей; Поэтому в настоящее время трудно найти мастера иконописца, который бы знал хорошо древнее русское иконописание, а между тем нужда 88 в таких знающих людях существует. Археология, ставшая в последнее время на твердую почву и сделавшая значительные успехи благодаря трудам ученых специалиtтов и многих • просвещенных деятелей, открыла много па­ мятников русской старины, реставрировать кото­ рые возможно только при знании искусства того времени,- искусства, составляющего пря~ое наследие Византии. Ввиду этого думаем, что · не будет лишним изложить те приемы и правила, которыми руководствовались наши старинные иконописцы в своих работах. Не смея претендо­ вать на их полноту, мы все-таки надеемся, чrо ничего существенного не будет забыто, чему - ручательством может служить наше собственное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1