Тверская старина. № 3 1994 г.
Мастера долговременное занятие иконописью и то обсто .ятельство, что эти правила и приемы мы получили от мастеров, считавшихся в свое время искусными иконописцами. Прежде чем изложить самые простые правила · и приемы иконописи, считаем нужным сказать несколько слов о том, как приготовлялась доска, на которой писались иконы. На лицевой стороне доски посередине делали выемку так, чтобы по краям образовались поля, ширина которых была соответствующей величине самой доски. Напри мер, на досках величиной в 8 вершков длины и 7 вершков ширины эти поля были обыкновенно вершка полтора, а сверху и снизу доски вершка в два. На очень древних иконах можно заметить по краям еще валики. С задней стороны в доску вгонялись шпонки для того, чтобы доску не коробило, причем верхняя шпонка вгонялась с правой стороны доски, а нижняя с левой. Приготовив доску вышеуказанным образом, приступали к ее проклейке. Проклеивали в древ нее время осетровым клеем, который готовился следующим образом. Осетровый клей с вечера клали в воду, утром разминали в руках, как тесто, наливали водой и варили до тех пор, пока он не вскипит. Затем горячим жидким клеем покрывали два раза лицевую сторону доски, чтобы клей проник в доску, проклеил ее, после чего смачивали клеем паволоку, т. е. тонкий холст, и накладывали ее на доску очень ровно, иначе доска по склейке дала бы трещину на грунте. Затем доску ставили сушить на полсуток или более. Когда доска высохнет, очищали ножом все бугорки и неровности. Наложение на доску тонкого холста не всегда практиковалось; нам приходилось видеть много древних икон, которые не имели паволоки, но проклеивалась доска обязательно. После проклейки доску грунтовали ми, по прежней терминологии, левкасили. Грунтовали в древнее время алебастром. Брали небольшое количество мелко просеянного алебастра, клали его в клей и подливали в эту смесь немного олифы, т. е. вареного масла, все это вместе смешивали и этой жидкой смесью один раз покрывали кистью паволоку и ставит~ доску сушить, на что требовалось не менее 12 часов. После того, как доска просохла, приступали собственно к грунтовке, для чего употребляли смесь в более густом виде, прибавляли большее количество алебастра. Грунтовка производилась посредством шпакля или кремнитки и повторя лась до 7 раз, причем после каждого раза доска ставилась для просушки. После этого нало женный грунт чистили острым ножом и сухим хвощем (меловый грунт чистится пемзой и сы рым хвощем), вследствие чего грунт представлял совершенно гладкую и ровную поверхность, не имеющую ни малейшей выпуклости или неровно сти. Приготовив доску, приступали к рисованию на ней данного изображения. При рисовании зна- 89 менщик, т. е. рисовальщик, строго придержи вался так называемых подлинников. Подлинни ками назывались книги, в которых более или менее подробно указывалось, как изображать Спасителя, Богородицу и святых и как изобра жать всякое вообще известное событие в свя щенной истории. Для лучшего уяснения, в какой форме и в какой мере обыкновенно давались эти указания, приведем из одного древнего подлин ника указание, как изображать Благовещение Пресвятой Богородицы. «Благовещение Пресвя той нашей Богородицы. Благовести Архангел Гавриил Пресвятой Богородице в лето 6044, в неделю, в 5 часов дня. Пишется тако. Архангел Гавриил, придя, стоит перед храминой, помыш ляя чудеса, какие повеленные мне от бога начну совершати. Риза на нем киноварная, багряная, светлая, испод лазоревый, главою поник долу, умиление и в оной палате стоит пред Пречистой с светлым и веселым лицом и благоприятною речью рек к ней: радуйся , обрадованная, Господь с тобою; в руках имеет свиток. Пречистая сидит, пред нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Эммануил; верхняя риза - багор темный, испод лазоревый, а где Богороди ца сидит, палата празелень; вверху на облацех Саваоф, от него исходит Дух Святой над Богородицей >>. Другой пример: «Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мерликийскоrо чудо творца; бе в лето 5795. Вельми стар, сед, брада не велика, курчевата, главою плешив, на плеши мало кудерцов, риза святительская, багор пробе лен лазорью белою, испод лазорь с белилами , в омофоре, правою рукою благословляет, а в ле вой евангелие, а в нем написано: во времена оно ста Иисус на место равне>>. Кроме указаний подлинника, знаменщики руководствовались рисунками, выписываемыми из Афона и из Греции. Рисовали так называе мым рашкулем. Тонкие березовые прутья очища лись от кожицы, завертывались в тряпку, обертывались мочалой, обжигались в печи и кла лись в песок или сухую землю. Впоследствии карандаш вполне заменил рашкуль. Нарисовав изображение, нужно было его прографить, для чего употреблялась остро отточенная игла, вставленная в деревянную палочку. Этой иглой или графьей проводили по чертам, нарисованным рашкулем или каранда шом. Нарисованное и прографленное вышеуказан ным образом следовало далее раскрашивать красками. Прежде чем указать, какие приемы существовали в этой самой важной части работы, укажем самый способ приготовления красок. Краски употреблялись в порошке или в ку сках; они растирались на каменной плите с водою как можно мельче. Приготовленная краска растворялась в раковинах или в баночках чистым яичным желтком, смешанным с квасом.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1