Тверская старина. № 3 1994 г.

Мастера долговременное занятие иконописью и то обсто­ .ятельство, что эти правила и приемы мы получили от мастеров, считавшихся в свое время искусными иконописцами. Прежде чем изложить самые простые правила · и приемы иконописи, считаем нужным сказать несколько слов о том, как приготовлялась доска, на которой писались иконы. На лицевой стороне доски посередине делали выемку так, чтобы по краям образовались поля, ширина которых была соответствующей величине самой доски. Напри­ мер, на досках величиной в 8 вершков длины и 7 вершков ширины эти поля были обыкновенно вершка полтора, а сверху и снизу доски вершка в два. На очень древних иконах можно заметить по краям еще валики. С задней стороны в доску вгонялись шпонки для того, чтобы доску не коробило, причем верхняя шпонка вгонялась с правой стороны доски, а нижняя с левой. Приготовив доску вышеуказанным образом, приступали к ее проклейке. Проклеивали в древ­ нее время осетровым клеем, который готовился следующим образом. Осетровый клей с вечера клали в воду, утром разминали в руках, как тесто, наливали водой и варили до тех пор, пока он не вскипит. Затем горячим жидким клеем покрывали два раза лицевую сторону доски, чтобы клей проник в доску, проклеил ее, после чего смачивали клеем паволоку, т. е. тонкий холст, и накладывали ее на доску очень ровно, иначе доска по склейке дала бы трещину на грунте. Затем доску ставили сушить на полсуток или более. Когда доска высохнет, очищали ножом все бугорки и неровности. Наложение на доску тонкого холста не всегда практиковалось; нам приходилось видеть много древних икон, которые не имели паволоки, но проклеивалась доска обязательно. После проклейки доску грунтовали ми, по прежней терминологии, левкасили. Грунтовали в древнее время алебастром. Брали небольшое количество мелко просеянного алебастра, клали его в клей и подливали в эту смесь немного олифы, т. е. вареного масла, все это вместе смешивали и этой жидкой смесью один раз покрывали кистью паволоку и ставит~ доску сушить, на что требовалось не менее 12 часов. После того, как доска просохла, приступали собственно к грунтовке, для чего употребляли смесь в более густом виде, прибавляли большее количество алебастра. Грунтовка производилась посредством шпакля или кремнитки и повторя­ лась до 7 раз, причем после каждого раза доска ставилась для просушки. После этого нало­ женный грунт чистили острым ножом и сухим хвощем (меловый грунт чистится пемзой и сы­ рым хвощем), вследствие чего грунт представлял совершенно гладкую и ровную поверхность, не имеющую ни малейшей выпуклости или неровно­ сти. Приготовив доску, приступали к рисованию на ней данного изображения. При рисовании зна- 89 менщик, т. е. рисовальщик, строго придержи­ вался так называемых подлинников. Подлинни­ ками назывались книги, в которых более или менее подробно указывалось, как изображать Спасителя, Богородицу и святых и как изобра­ жать всякое вообще известное событие в свя­ щенной истории. Для лучшего уяснения, в какой форме и в какой мере обыкновенно давались эти указания, приведем из одного древнего подлин­ ника указание, как изображать Благовещение Пресвятой Богородицы. «Благовещение Пресвя­ той нашей Богородицы. Благовести Архангел Гавриил Пресвятой Богородице в лето 6044, в неделю, в 5 часов дня. Пишется тако. Архангел Гавриил, придя, стоит перед храминой, помыш­ ляя чудеса, какие повеленные мне от бога начну совершати. Риза на нем киноварная, багряная, светлая, испод лазоревый, главою поник долу, умиление и в оной палате стоит пред Пречистой с светлым и веселым лицом и благоприятною речью рек к ней: радуйся , обрадованная, Господь с тобою; в руках имеет свиток. Пречистая сидит, пред нею лежит книга разогнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Эммануил; верхняя риза - багор темный, испод лазоревый, а где Богороди­ ца сидит, палата празелень; вверху на облацех Саваоф, от него исходит Дух Святой над Богородицей >>. Другой пример: «Иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мерликийскоrо чудо­ творца; бе в лето 5795. Вельми стар, сед, брада не велика, курчевата, главою плешив, на плеши мало кудерцов, риза святительская, багор пробе­ лен лазорью белою, испод лазорь с белилами , в омофоре, правою рукою благословляет, а в ле­ вой евангелие, а в нем написано: во времена оно ста Иисус на место равне>>. Кроме указаний подлинника, знаменщики руководствовались рисунками, выписываемыми из Афона и из Греции. Рисовали так называе­ мым рашкулем. Тонкие березовые прутья очища­ лись от кожицы, завертывались в тряпку, обертывались мочалой, обжигались в печи и кла­ лись в песок или сухую землю. Впоследствии карандаш вполне заменил рашкуль. Нарисовав изображение, нужно было его прографить, для чего употреблялась остро отточенная игла, вставленная в деревянную палочку. Этой иглой или графьей проводили по чертам, нарисованным рашкулем или каранда­ шом. Нарисованное и прографленное вышеуказан­ ным образом следовало далее раскрашивать красками. Прежде чем указать, какие приемы существовали в этой самой важной части работы, укажем самый способ приготовления красок. Краски употреблялись в порошке или в ку­ сках; они растирались на каменной плите с водою как можно мельче. Приготовленная краска растворялась в раковинах или в баночках чистым яичным желтком, смешанным с квасом.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1