Тверская старина. № 3 1994 г.
Мастера Этот желток готовился следующим образом : яйцо разбивалось со своего широкого конца и из него выпускался белок; затем желток выкаты вался на ладонь руки и тщательно ножом очищался от белка ввиду того, что от малейшего присутствия белка в желтке краски трескались. Перепонка тщательно очищенного от белка желтка прорезалась ножиком, и желток выпу скался в ту же яичную скорлупу, но чисто вымытую; затем в желток наливали квасу и смешивали деревянной лопаткой. Писание иконы следовало в известном не изменном порядке. Прежде всего приступали к писанию воздуха, земли, воды, деревьев, одним словом, всех тех предметов, которые окружали данные изображения святых или служили обста новкой при известном священном событии. Затем писали одежду и ее украшения и, наконец, лица и тела. При написании иконы, как и при рисовании ее, строго придерживались указаний подлинника. Для написания воздуха, по большей части, употреблялся нежженный тердисень, смешан ный с белилами, а иногда лазурь (темно-голубая краска), смешанная с белилами · и с тем же тердисенем. Этими красками написан воздух у всех древних икон, другие не употреблялись, так что воздух голубой, растушеващ1ый, или сделанный посредством золоченья, есть продукт позднейших времен. Для изображения земли, облаков и воды не было как определенных правил, так и определенных сочетаний красок; по большей части, земля изображалась в виде кремневых гор, а облака завитками. Одежды писались следующим образом: преж де всего, строго придерживались подлинника, покрывали одежду известной краской так, чтобы левкас не сквозил, но чтобы графированные черты не были закрыты ; иначе пропал бы труд рисовки. Затем по графированным чертам распи сывали глубокие места теней, так как собственно эти черты и служили указанием, где должны находиться самые глубокие теневые места в одежде. Краски, употреблявшиеся для обозна чения теней, выбирались соответственно цвету самой одежды; например, для теней на одежде голубой употреблялась лазурь, на одежде багря ной употреблялась жженая умбра, смешанная с сажей, для теней на одежде зеленой упо треблялась тоже жженая умбра, на одежде желтой - жженый тердисень и т. д. Расписавши глубокие места, приступали к рас тушевке одежды, для чего употреблялась та же краска, как и для теней, но в более жидком виде . Затем выделяли самые высокие места одежды, что называлось отживкой, по всей вероятности, от слова оживить, сделать фигуру живой. Выделение высоких мест производилось в три подстила, причем для первого употреблялся_ цвет светлее основного , то есть первоначального цвета, которым покрывалась одежда, для второго цвет употреблялся светлее первого, а для третьего подстила - самый светлый, который 90 и служил для обозначения самого высокого места одежды. Помимо всего этого, по одежде проходили самые высокие места золотом, может быть для большего их выделения, а может быть и для большей красоты одежды. Древнейшим способом, который употреблялся для письма золотом, был способ, называемый иконопью. (Слово труднообъяснимое). Он заключался в следующем: в блюдечко налива лось сусло, из которого обыкновенно приго товляется пиво, ставили это сусло в печь, чтобы оно в~сохло. Затем наливали воды и растирали пальцем, как краску, после чего этой жидкостью писали по тем местам, где должно быть золото. Расписавши, накладывали золото, притрепывали мякишем хлеба, и в тех местах, где прошла кисть с суслом, золото прилипало, а там, где этоrо сусла не было, хлеб снимал золото, оно оставалось на хлебе. Трудно описать этот способ писания золотом: пример лучше всего указывал бы его характеристически~ черты. Другим древним способом был способ писания твореным золотом. Твореное золото приготовлялось следующим образом: клали в рюмку вишневого клею и наливали водой, чтобы он разошелся в ней. Затем брали часть разве денного клею и в нее клали сусального золота, растирали его пальцем, чтобы уничтожить все крупинки и чтобы золото было мелко. Если при этом золото начинало густеть, то прибавляли воды. Приготовивши вышеуказанным образом золото, наливали водой и ставили часов на пять, чтобы оно устоялось, после чего сливали воду. Этим золотом писали и написанное полировали костяным зубком. Вышеуказанными двумя способами в древ ности писали украшения одежд, так, например, у святителей саккос, фелонь крестовую, т. е. кре стами, позументы, которые назывались кружева- u " ми; на одежде цареи и цариц - мелкие травы. (Одежда, украшенная этими травами, называ лась камкою) . После того, как одежда и ее украшения готовы, приступали к писанию лица. Лицо писалось в несколько приемов, из которых каждый имел свое техническое название и следо вал неизменно один за другим. 1) Первым из них был так называемый санкир, который заключался в следующем: к нежженой умбре прибавляли охры и белил по усмотрению мастера, именно смотря по тому, хотел ли он сделать лицо темнее или светлее. Этим составом красок покрывали лицо или тело 4 раза, затем аккуратно снимали ножом все неровности. 2) Помытка - по графированным чертам проводили жженой умброй, чтобы как и при писании одежды, пометить глубокие места. 3) Движка - обозначали белилами высокие места лица и тела. 4) Сплавка - брали охры, белил и немного киновари и этим сплавом покрывали лицо. 5) Синевина - в вышеозначенный сплав при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTgxNjY1